- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СТРУКТУРА ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Иваева Н.С., Бадретдинов И.Р.
PDF файл статьиУДК 342.98 Иваева Н.С. студентка магистратуры Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет Россия, г. Стерлитамак e-mail: volkovanadya@list.ru Бадретдинов И.Р. кандидат педагогических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет Россия, г. Стерлитамак СТРУКТУРА ПРАВОВОГО СТАТУСА МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО Аннотация: Автор статьи рассматривает основные элементы правового статуса муниципального служащего, раскрывает содержание каждого из элементов. Так же анализируются разные подходы к определению структуры правового статуса муниципальных служащих Ключевые слова: муниципальная служба, служба, муниципальный служащий, муниципальное право, правовой статус. Ivaeva N.S. master student Sterlitamak branch of Bashkir State University Russia, Sterlitamak Badretdinov I.R. candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of constitutional and municipal law Sterlitamak branch of Bashkir State University Russia, Sterlitamak LEGAL STATUS STRUCTURE OF THE MUNICIPAL OFFICER Abstract: The author of the article considers the main elements of the legal status of a municipal employee, reveals the content of each of the elements. Different approaches to determining the structure of the legal status of municipal employees are also analyzed. Key words: municipal service, service, municipal employee, municipal law, legal status. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Правовой статус как юридическое понятие в целом является сложным образованием, которое имеет свою структуру, содержание которой зависит от характера осуществления деятельности лица, обладающего тем или иным правовым статусом. В юридической науке к структуре правового статуса относят несколько важнейших его составляющих: права личности, её обязанности, гарантии, предоставляемые лицу, юридическая ответственность за неправомерное поведение лица, ограничения и запреты. Правовой статус муниципального служащего состоит из вышеперечисленных компонентов. Только совокупность элементов правового статуса муниципального служащего в своем неразрывном единстве образует, характеризуют его структуру. Нормативно-правой базой для его определения служит, в первую очередь, Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно его положения, изложенные в ст.23 и Главе 3, которая всецело посвящена определению правового положения (статуса) муниципального служащего. Первым в структуре правового статуса любого лица принято выделять права. Под понятием «право человека» в широком смысле понимается «закрепленная в Конституции Российской Федерации, действующая на всей ее территории, неотъемлемая, неотчуждаемая возможность поведения гражданина, принадлежащая ему от рождения, направленная на удовлетворение его многообразных интересов в различных сферах общественных отношений, не противоречащих законам России, и гарантированные государством» [1]. Получается, что право представляет собой меру дозволенного, возможного поведения. Права муниципального служащего, безусловно, носят более узкий характер, что обусловлено узкой специализацией осуществляемой им деятельности. Права муниципального служащего в своем понятии представляют собой «совокупность прав должностного лица муниципальной службы, уполномоченного на осуществление своей деятельности» [2]. Закон Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 устанавливает обширный перечень прав, входящих в правовой статус муниципального служащего, которые более подробно будут рассмотрены в следующей главе. Далее в структуре правового положения (статуса) следуют обязанности должностного лица. В общем и целом, под обязанностью в отечественной юридической науке понимается определённый нормами круг действий, возложенных на кого-либо и безусловных для выполнения. Относительно обязанностей, входящих в структуру правового статуса муниципального служащего, следует определить их как «круг действий должностного лица муниципальной службы по исполнению своих должностных полномочий, мера должного поведения муниципального служащего» [3]. Как мы видим, обязанности муниципального служащего нормативно закреплены в законе и подлежат обязательному исполнению, в случае неисполнения к служащему будут применяться соответствующие меры ответственности. Таким образом, из обязанностей муниципального служащего плавно вытекает понятие «ответственность муниципального служащего». Важность ответственности состоит в том, что, нормы, содержащие положения о юридической ответственности создают определенный правовой режим, при котором субъекты правоотношений реализуют свои права в рамках дозволенного поведения и выполняют обязанности в соответствии с предписаниями закона. Ответственность в муниципальном праве в целом представляет собой наступление неблагоприятных последствий, применяемых к субъектам муниципальных правоотношений, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по отношению к другом участникам муниципальных правоотношений. Отечественная наука муниципального права под обязанность муниципального служащего понимает «применение мер принуждения к должностному лицу, несущему муниципальную службу, в случае совершения им правонарушения в связи с реализацией своих должностных полномочий» [4]. Муниципальные служащие за совершение ими правонарушения в виде действия Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 или бездействия могут нести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. В процессе реализации своих полномочий муниципальный служащий нуждается в законодательном закреплении и реальном действии на практике гарантий, закрепленных в правовом статусе муниципального служащего. Д.М. Овсянко, анализируя понятие гарантий муниципального служащего, относит к гарантиям «меры экономического, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию как должностных, так и общих прав и обязанностей муниципального служащего» [5]. Гарантии муниципального служащего являются проявлением меры социальной политики Российской Федерации. Необходимо так же привести иные точки зрения относительно структуры правового статуса муниципального служащего, которые являются менее распространенными в науке муниципального права. Так, изучая феномен правового статуса муниципальных служащих, Ю.Н. Старилов высказал мнение, что правовой статус муниципального служащего представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. То есть мы видим расширение в толковании структуры правового статуса. Другие ученые наоборот сужают толкование правового статуса до совокупности прав и обязанностей. Так или иначе, все точки зрения имеют место быть в науке муниципального права. Все же вышеуказанные структурные элементы применительно к российским правовым реалиям будут подробно рассмотрены в следующей главе. Следует также отметить, что правовой статус муниципального и гражданского служащего во многом схож, на что нам указывает ч.2, ч.5, ч.6 ст.5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» о взаимосвязи муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации. Положения данной статьи определяют, что государственные гражданские служащие и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 муниципальные служащие обладают едиными ограничениями, обязательствами, условиями социальных гарантий, основных условий государственного пенсионного обеспечения. Таким образом, правовой статус как правовое явление включает в себя несколько составляющих, которые действуют в совокупности и обязательном взаимодействии. Список литературы: 1. Шеховцов В.А. Конституция России и конституционный контроль. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://abc.vvsu.ru/Books/u_konstit/ (дата обращения: 23.12.2019 г.). 2. Осиночкина Е. В. Понятие правового статуса муниципального служащего // Вестник ОГУ. 2005. № 9. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-pravovogo-statusa-munitsipalnogo- sluzhaschego (дата обращения: 23.12.2019 г.). 3. Биккулова А.Д., Аминов И.Р. Правовой статус муниципального служащего // Science Time. 2014. №11 (11). [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-status-munitsipalnogo- sluzhaschego (Дата обращения: 23.12.2019 г.). 4. Зайцев М.С. Юридическая ответственность муниципальных служащих и муниципальных образований // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4. С. 33-35. 5. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М.: Юристъ, 1996. 287 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5