- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗА СМЕРТИ У ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Дударева А.В.
PDF файл статьиУДК 159.99 Дударева Анна Валерьевна студентка 6 курса, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Россия, г. Владивосток e-mail: nyuradudareva@yandex.ru ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗА СМЕРТИ У ПОДРОСТКОВ Аннотация: Статья посвящена анализу результатов эмпирического изучения эмоционального и когнитивного компонентов образа смерти у подростков. В эмпирическом исследовании применялись проективная методика «Рисования жизни и смерти» и ассоциативный эксперимент. Установлено, что когнитивный компонент образа смерти у подростков на пике эмоциональной активности в возрасте 14 лет отличается от образа смерти на этапе эмоциональной стабильности в 15-17 лет, в отличает от эмоционального. Ключевые слова: смерть, образ смерти, подростки, когнитивный компонент образа смерти, эмоциональный компонент образа смерти. Dudareva Anna Valeryevna 6th year student, Pacific state medical University, Russia, Vladivostok EMOTIONAL AND COGNITIVE COMPONENTS OF THE DEATH IMAGE IN ADOLESCENTS Abstract: The аrticle analyzes the results of an empirical study of the emotional and cognitive components of the image of death in adolescents. The empirical study used the projective technique of "Drawing life and death" and an associative experiment. It was found that the cognitive component of the image of death in adolescents at the peak of emotional activity at the age of 14 years differs from the image of death at the stage of emotional stability at 15-17 years, in contrast to the emotional one. Keywords: death, image of death, teenagers, cognitive component of the image of death, emotional component of the image of death. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2012 г. в мире скончалось более одного миллиона подростков, главным образом, от причин, которые можно было предотвратить или болезней, которые можно было вылечить. Причины смертей разнообразны дорожно-транспортные 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru происшествия, суициды, инфекции, межличностное насилие. Могут ли многие из них быть связаны с халатным отношением самих детей к своей жизни? С непониманием явления смерти в подростковом возрасте в силу специфических особенностей данного периода жизни? Поэтому мы решили изучить составляющие образа смерти, рассмотреть и сравнить когнитивный и эмоциональный компоненты у двух групп подростков, разделив их по двум возрастным периодам подросткового возраста согласно Д.Б. Эльконину. Первая группа - период подросткового возраста (10-15 лет), на который приходится пик кризиса полового созревания (примерно 12-14 лет), и вторая группа - период старшего подросткового возраста (15-17 лет) [1]. Данные группы имеют разный ведущий вид деятельности, отличный друг от друга уровень развития навыка рефлексии, чувство взрослости. Смерть – прекращение жизни, ее окончание, завершение. Это естественный биологический процесс свойственный каждому живому организму, часть любой жизни. Неизбежность данного явления заставляет человека формировать отношение к собственной смерти. В настоящее время под категорией образ подразумевают воспроизведение внешнего объекта, где объект – это не только единая вещь, но и ситуации, феномены действительности, в «ткани» психической организации, при этом такое воспроизведение может быть трансформировано, и как следствие отличным, в сравнении с действительным опытом непосредственного контакта с этим объектом. Иначе говоря, образ может быть «оторванным», фантастическим, представляемым совершенно ничего общего с ней не имеющих варианта, но, тем не менее родственным по своему категориальному статусу с отображаемым при реальных контактах с действительностью». Образ может выступать в сенсорной, так и в лишенной чувственности форме, т.е. умственном образе [4]. Образ включает в себя ряд компонентов. Опираясь на теории Б.Г. Ананьеа, Е.И. Головаха, К.Л. Абульхановой-Славской и др. можно выделить основные составляющие любого образа: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 1) Когнитивный компонент - представлен пониманием человека данного феномена, то есть эта та информация, которой владеет человек об образе, те факты, которые он знает. 2) Эмоциональный компонент. Это компонент включает в себя эмоциональное отношение, ощущение, которое вызывает у человека этот образ, его переживание. 3) Поведенческий компонент заключается в том, каким образом эти знания и переживания регулируют поведение человека, как это отражение на его деятельности и жизненных установках. 4) Смысловой компонент – система личностных смыслов человека [2]. Цель: описать когнитивный и эмоциональный компоненты образа смерти у подростков. Объект исследования: образ смерти. Предмет исследования: когнитивный и эмоциональный компоненты образа смерти у подростков. В процессе исследования нами были использованы проективная методика «Рисования жизни и смерти»[3] и ассоциативный эксперимент. По данным эмпирического исследования с помощью методики ассоциативный эксперимент были получены следующие результаты, представленные в таблице 1. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Таблица 1. Результаты по ассоциативному эксперименту у подростков Процентное Стимул Категория ответов соотношение 41% 1.Чувства и эмоции СМЕРТЬ (подростки 33% 2.Связь предметов со смертью 14 лет) 3.Религиозные представления 13% 13% 4.Прекращение жизни СМЕРТЬ 54% 1.Чувства и эмоции (подростки 22% 2.Свойственное каждому событие в 16-17 лет) жизни, ее конец 14% 3.Представление о ощущениях после смерти 4. Религиозное объяснение событий 10% после смерти Из 100 % ответов на стимул смерть подростков в возрасте 14 лет 41% связан с чувствами и эмоциями, такими как боль, страх, страдания, печаль, злость и другие; 33% ассоциаций связаны с предметами сопровождающие смерть, атрибутами: гроб, морг, крест, могила, война и другие; 13% ответов респондентов отражают религиозные представления о событиях после смерти, такие как ад, рай, душа, бог, жнец, «сладостные объятия в другой мир»; Столько же - 13% - ассоциаций определяют смерть как конец жизни: «прекращение жизни», «полная остановка процессов жизнедеятельности», «конец жизни». Вероятно, больший процент подростков в возрасте 14 лет связывают смерть с негативно окрашенными эмоциями, чаще всего представления о ней сопровождаются предметами, связанными с погребением. Так же некоторые исследуемые связывают смерть с прекращением жизни и переходом существования в другой мир. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 Из 100% ответов подростков в возрасте 16-17 лет на стимул смерть большая часть– 54% - связаны с такими чувствами и эмоциями как: «печаль», «грусть», «горе», «слезы», «отчаяние» и другое; 22% ассоциаций связаны с понимание смерти как конец жизни, свойственный каждому, такими как «закономерный итог жизни», «конец жизни», «придет за каждым» и другое; 14% ответов относятся к представлениям и ощущения после смерти, например, «холод», «темнота», «тишина», «пустота», «тьма»; в то время как 10% ассоциаций вязаны с религиозным объяснениям событий после смерти: «покидание души из тела», «тело умирает, а душа продолжает жить», «конец жизни человека, при этом его душа продолжает жить и переходит в другое тело». Можно предположить, что по большей части старшие подростки связывают смерть с негативно окрашенными эмоциями, 1/5 ответов указывает на осознание некоторых из них закономерности и естественности данного явления. Небольшой процент так же имеет представление о событиях после смерти, кто- то руководствуется пониманием религиозного объяснения, а кто-то собственный логикой и атеистическими представлениями. По данным эмпирического исследования с помощью методики «Рисования жизни и смерти» были получены следующие результаты. Основные характеристики рисунков образа смерти подростков 14 лет: состояние острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности; тревога как состояние на момент обследования, стрессовое состояние, иногда импульсивность, гиперактивность; низкая самооценка; тревожность, неуверенность; наличие напряженности неопределенного характера (Негативное отношение к жизни/смерти); в жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций; тревожливость, опасливость или неудовлетворенность Основные характеристики рисунка подростков 14 лет чувств, относящихся к смерти: состояние острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности; тревога как состояние на момент обследования, стрессовое состояние, иногда импульсивность, гиперактивность; низкая самооценка; тревожность, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 5 неуверенность; наличие напряженности неопределенного характера (Негативное отношение к жизни/смерти); Показатели по шкалам «негативного отношения к жизни», «позитивное отношение к жизни», «негативное отношение к смерти», «позитивное отношение к смерти» и «критерию выраженности страха смерти» у подростков 14 лет низкие. Основные характеристики рисунка образа смерти подростков 16-17 лет: нормальная, уверенная личность, чувствующая себя в безопасности; тревожность, неуверенность в себе; опасливость; тревога как состояние на момент обследования, стрессовое состояние, иногда импульсивность, гиперактивность, низкая самооценка; состояние острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности; стабильность деятельности, уверенность в себе (позитивное отношение к жизни/смерти); свидетельствуют о тревожности (негативное отношение к жизни/смерти). Основные характеристики рисунков подростков 16-17 лет чувств, относящихся к смерти: нормальная, уверенная личность, чувствующая себя в безопасности; тревожность, неуверенность в себе; опасливость; наличие напряженности неопределенного характера (негативное отношение к жизни/смерти); состояние острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности; стабильность деятельности, уверенность в себе (позитивное отношение к жизни/смерти). Показатели по шкалам «негативного отношения к жизни», «позитивное отношение к жизни», «негативное отношение к смерти», «позитивное отношение к смерти» и «критерию выраженности страха смерти» у подростков 14 лет низкие. Выводы: Таким образом, в когнитивном компоненте образа смерти у большинства подростков 14 лет можно выделить преобладание религиозного аспекта объяснения явления смерти. Вероятно, такие подростки склонны верить в загробную жизнь, и считают, что смертно только тело, а душа вечна. На втором Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 6 месте атеистический аспект – респонденты, придерживающиеся такой точки зрения считают, что смерть останавливает все биологические процессы жизнедеятельности в организме и жизнь заканчивается. Так же стоит отметить, что значительное количество респондентов данной группы игнорировали вопросы, связанные с определением понятия смерти и ее аспектов. В эмоциональном компоненте образа смерти у подростков преобладают негативно окрашенные эмоции, такие как «боль», «страдания», «печаль», «злость». Выявлена озабоченность переживаниями страха смерти. В когнитивном компоненте подростков 16-17 лет выявлено явное преобладание религиозного аспекта в понимании смерти: старшие подростки придерживаются веры в загробную жизнь и концепции жизни после смерти. Меньшая часть исследуемых высказывают атеистическое представление о смерти - не представляет «жизнь после смерти», придерживается научного объяснения биологических процессов в организме. В эмоциональном компоненте образа смерти у подростков преобладают негативно окрашенные эмоции, такие как «печаль», «грусть», «горе», «слезы», «отчаяние». Страх смерти у них не выражен. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что когнитивный компонент образа смерти у подростков на пике эмоциональной активности в возрасте 14 лет отличается от образа смерти на этапе эмоциональной стабильности в 15-17 лет, в отличие от эмоционального. Cписок литературы: 1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. 352 с. 2. Верхотурова А.В., Кравцова Н.А. Образ родителей у зависимых от психоактивных веществ // Человек и современный мир. 2017. № 12 (13). С. 24- 33. 3. Кадыров Р.В. Рисуночная методика отношения к жизни и смерти в работе с личностью в кризисном состоянии. Актуальные проблемы реализации Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 7 социального, профессионального и личностного ресурсов человека. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (заочной) / под ред. Е.В. Харитоновой. Краснодар: ИЭиУ МиСС, Парабеллум, 2013. С. 70 – 85. 4. Петровский А. В. Основы теоретической психологии: учебное пособие для вузов. М: ИНФРА-М, 1998. 528 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 8