- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Мусихина Л.В.
PDF файл статьиУДК 37.022 Мусихина Лина Владимировна старший преподаватель кафедры математики и информатики Уральский Государственный Аграрный Университет Россия, г. Екатеринбург e-mail:mdi-111@ya.ru Рецензент: М. Б. Носырев доктор технических наук, профессор Уральский Государственный Аграрный Университет Россия, г. Екатеринбург ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Аннотация: Технологию проблемного обучения даже называют нано технологией в современном образовательном процессе, хотя она зародилась не сегодня, а в начале 20 века, при этом применялись различные концепции проблемного обучения Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, проблемное обучение, познавательная активность, традиционный урок, современные технологии обучения. Musikhina Lina Vladimirovna Senior lecturer of the Department of mathematics and computer science Ural State Agrarian University Russia, Yekaterinburg Reviewer: M. B. Nosyrev doctor of technical sciences, professor Ural State Agrarian University Russia, Yekaterinburg TECHNOLOGY OF PROBLEM-BASED LEARNING IN HIGHER EDUCATION Abstract: The technology of problem-based learning in the modern educational process is even called nanotechnology, although it was born not today, but at the beginning of the 20th century using various concepts of problem-based learning Keywords: educational and cognitive activity, problem-based learning, cognitive activity, traditional lesson, modern learning technologies. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Со второй половины 60-х годов ХХ века идея проблемного обучения всесторонне и глубоко разрабатывалась в отечественной педагогике. Сегодня проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно- иллюстративного обучения. [1] Не сложно выявить достоинства проблемного обучения, к ним относятся: развитие внимания, активизация мышления, активизация познавательной деятельности, развития самостоятельности, критичности, инициативности, креативности, развития эвристических и творческих способностей и т.д. Помимо этого, проблемное обучение способствует формированию прочных знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности [3]. Проблемное обучение предполагает отличительную от традиционной структуру урока, состоящую из трех компонентов (являющихся одновременно и его этапами). Схема 1. Этапы проблемного обучения Актуализацию опорных знаний и способов действия. Усвоение новых понятий и способов действия. Применение их (формирование умений и навыков). Такая структура занятия обеспечивает реализацию познавательной, развивающей и воспитывающей функций обучения. Активная деятельность учащегося в процессе обучения, организованном как проблемное, активизирует его познавательную сферу. Согласно 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru классификации В.М. Максимовой, различают три вида познавательной активности. Схема 2. Виды познавательной активности учащихся Традиционное обучение, сопровождающееся изложением готовых знаний учащимся, направлено на пассивное обучение, при котором ученик является объектом обучения. Поисковые задания при такой организации учебного процесса отсутствуют. Учебный материал чаще преподносится с помощью рассказа педагога, демонстрации, лекционных занятий. Современное обучение предполагает грамотное последовательное отражение педагогической системы учителя любого предмета, в рамках которой он построен. Принципы должны четко проявляться на каждом этапе, цели должны реализовываться, структура занятий, организация материала, средства обучения и контроля должны соответствовать характеру концепции и целевой направленности занятий. Главным условием успешного обучения является способность преподавателя постоянно совершенствовать современные занятия, находить новые подходы, приемы обучения, позволяющие повышать познавательный интерес обучающихся к предмету, повышать качество знаний. Проблемное обучение как раз таки повышает познавательный интерес, так как учащийся выступает в роли субъекта учебного процесса и выполняет творческие и поисковые задания. На схеме 3 показано сравнение традиционного занятия от проблемного. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Схема 3. Сравнительная характеристика Проблемное обучение позволяет формировать все виды УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные, кроме того обеспечивает возможность формирования личностных, предметных и метапредметных результатов. Таким образом, технология проблемного обучения обладает колоссальным образовательным потенциалом, является одной из современных образовательных технологий и, как результат, средством реализации ФГОС. Список литературы: 1. Кондратенко Е.В. Технологии профессионально-ориентированного обучения в вузе: учебное пособие / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2012. 280 с. 2. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (И). С. 76-81. 3. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение М.: Московский гуманитарный университет. №1. 2009. С. 148-157. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4