- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ
Статья опубликована в журнале за "Август 2019"
Автор(ы) статьи: Ходосова Е.В.
PDF файл статьиУДК 33 Ходосова Евгения Вадимовна, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмента, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия e-mail: evgenia3971@yandex.ru ПРИМЕНЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ Аннотация: В статье описаны преимущества применения ситуационных подходов в учебных заведениях, от чего зависит эффективность применения данных подходов, какие факторы за это отвечают. Также приводятся особенности применения управленческих методов и концепций в зависимости от технологий, согласно исследованию Дж. Вудворт. Ключевые слова: ситуационный подход, ситуационные подходы, ситуационное управление в образовании, ситуационный менеджмент, качество образования. Khodosova Evgenia Vadimovna, 2nd year master student, Faculty of Management, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia APPLICATION OF SITUATIONAL APPROACHES IN EDUCATION Abstract: The article describes the advantages of applying situational approaches in educational institutions, which determines the effectiveness of applying these approaches, and what factors are responsible for this. Features of the application of managerial methods and concepts depending on technology are also given, according to a study by J. Woodworth. Key words: situational approach, situational approaches, situational management in education, situational management, quality of education. Ситуационные подходы в образовании могут применяться на первых же занятиях, но для формирования компетентного и высококвалифицированного управленца необходимо, чтобы учащийся постепенно, в ходе учебного процесса, накапливал те инструменты и концептуальные подходы, которые затем с наибольшей эффективностью он сможет применить к решению более сложных управленческих задач. Руководитель должен уметь предвидеть и оценивать вероятные положительные и отрицательные последствия реализации принятых решений и применения выбранной им конкретной методики или концепции. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 1 Ситуационные подходы в образовании позволяют будущим экономистам и управленцам освоить навык адекватно интерпретировать ситуацию и трактовать условия и обстоятельства работы фирмы как факторы и переменные, оказывающие значимое воздействие на результат. Данный подход в управлении качеством образования опирается на правило, сформулированное еще М. Фоллет [1, c. 276]: управленческие решения необходимо принимать на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов. Эффективное управление в каждой конкретной ситуации опирается на следующие шаги руководителя и управленческого звена [2, c. 19-22]: - получение руководителем необходимых знаний; - идентификация и анализ ситуации; - выбор подхода и методов управления в сложившейся ситуации; - оценка вероятных последствий ситуационного управления; - создание необходимых условий для проведения изменений; - проведение изменений. Для того, чтобы понимать основные параметры ситуационного управления, необходимо рассмотреть ряд факторов, определяющих эффективность применения тех или иных управленческих подходов. Так, в качестве определяющих переменных, играющих решающую роль при выборе наиболее уместной управленческой концепции и инструментов, различные исследователи называли [3]: - технология, которая используется (Джоан Вудворд); - состояние окружающей среды (Том Берне, Джордж Сталкер, Пол Лоуренс и Джей Лорш); - размеры организации (Дерек Пью, Дэвид Хиксон, Питер Блау, Ричард Шенхер) и ее стратегию (Альфред Чэндлер). В 1953 г. Дж. Вудворд и группа исследователей из Технологического колледжа Южного Эссекса сделали несколько исследований, которые определяли связь технологии и организации. Под технологией понималось в 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru качестве комплекса предметов и процессов, участвующих в преобразовании сырья, труда и данных в финальные продукты и услуги. Данный масштабный анализ включал 100 британских организаций, относящихся к различным областям промышленности. Эти организации были отделены и сгруппированы в 3 категории и по этим критериям были определены основные характеристики организационной структуры управления [3]: Таблица 1 - Особенности применения управленческих методов и концепций в зависимости от технологий, согласно исследованию Дж. Вудворт Типы компаний Особенности орг. структуры управления штучное/мелкосерийное гибкость отношений "начальник - производство (например, пошив одежды подчиненный", подразделения в них на заказ) соответствовали какому-то из типов изготовляемой продукции, специализация внутри подразделений была низкой, принятие решений децентрализовано, и в подчинении у одного руководителя было небольшое количество служащих массовое/серийное производство жесткость административной структуры, (изготовление большого количества подразделения складывались из людей, стандартной продукции, типа дешевых делавших одну и ту же операцию в общем автомобилей) технологическом процессе, уровень специализации был высокий, решения принимались централизованно, и каждый руководитель имел большое количество подчиненных процессуальное/непрерывное Гибкая структура, с децентрализованным производство (например, пивоваренное) принятием решений, с низкой степенью специализации По результатам анализа были сделаны заключения о том, что в компаниях 1го и 3го типов самое значимое было прямое неформальное общение, одновременно в организациях 2го типа предпочтение ставились превыше всего 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru формальные, написанные договора и распоряжения. Помимо этого, в организациях массового производства наблюдалось классическое противодействие линейных и штабных сотрудников, при котором первые несли ответственность за принятие решений и управление сотрудниками, когда 2ой предпринимал консультативные и вспомогательные задачи. Напротив, на предприятиях 1го и 3го типов грань между линейными и штабными сотрудниками была стерта за счет того, что от линейных управляющих также требовались профессиональные технические задания. Кроме того, средний уровень квалификации всех работников предприятий второго типа был ниже, а количество ступеней административной структуры и подчиненных у каждого руководителя - больше. Итог, который получился, согласно Дж. Вудворд говорил о том, что это относится со стандартизацией задач в организациях, где имеется массовое производство, и что, технология определяет свойства организационной структуры. Список литературы: 1. Шаш Н.Н. Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. М.: ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007. 276 c. 2. Жданов С.А., Сильченко А.П. Модель ситуационного управления качеством подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике // Вестник Российского Университета Дружбы Народов (РУДН). Серия «Информатизация образования». 2012. № 1. С. 19–22. 3. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для бакалавров. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 429 с. 4. Поспелов Д. А. Принципы ситуационного управления // Техническая кибернетика. 1971. № 2. С. 10-18. 5. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. – М.: Наука, 1986. – 288 с. – С.11. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 4