- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ РОССИИ В 90-Е ГГ.ХХ ВЕКА
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Нечаева М.А.
PDF файл статьиУДК 345.5 Нечаева Мария Алексеевна студентка 2 курса, факультет ветеринарной медицины Орловский государственный многопрофильный колледж, Россия, г. Орел e-mail: zhelanova.mari@bk.ru Научный руководитель: Безбородых Александр Анатольевич факультет ветеринарной медицины Орловский государственный многопрофильный колледж, Россия, г. Орел ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ РОССИИ В 90-Е ГГ.ХХ ВЕКА Аннотация: В статье рассматривается процесс создания и развития системы социальной и экономической работы в России. К середине 80-х годов экономика России оказалась в состоянии кризиса. Замедление темпов экономического развития заставило искать выход. Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Ключевые слова: кризис, изменение, развитие, инфляция, недостаток. Nechaeva Mariya Alekseevna 2nd year student, faculty of veterinary medicine Orel state multidisciplinary College, Russia, Orel Scientific adviser: Besborodix Alexander Anatolyevich faculty of veterinary medicine Orel state multidisciplinary College, Russia, Orel MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN ECONOMY AND CULTURE IN THE 90'S.THE TWENTIETH CENTURY Abstract: The article deals with the process of creating and developing a system of social and economic work in Russia. By the mid-80s, the Russian economy was in a state of crisis. The slowdown in economic development forced us to look for a way out. It seemed that all the troubles of the economy come from the dispersion of funds, from the lack of thought-out investment. Therefore, the main thrust of the acceleration was a change in investment policy. Key words: crisis, change, development, inflation, shortage. С середины 80-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходящие в своей стране и в мире. На фоне распада мировой системы социализма, а затем и СССР коммунистическая идея перестала быть популярной. Люди попытались осознать свое место в мире при помощи иных идейных, религиозных и философских учений. Революция, начавшаяся в России в 1991 г., сопровождалась отказом не только от коммунистических идей, но и от многих традиционных, веками формировавшихся ценностей, обычаев, традиций. Изменились и общественные ожидания. Если до перестройки значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идее построения в конечной перспективе коммунизма, то с начала 90-х гг. эта вера сменилась ожиданием построения обещанного в короткий срок властями «народного капитализма». Широкое использование зарубежных экономических и политических моделей, воспринимались как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. На этой основе особо популярными для части населения становились идеи национализма. Правда, общественное сознание не вернулось на путь поддержки даже обновленной коммунистической идеологии. Оно оказалось готово воспринять скорее национально-либеральную идеологическую концепцию. Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал реальный идейный плюрализм: законодательно были сняты все запреты и ограничения на любые идейные учения. В чем же заключалась суть революции и экономических реформ в 1991г? В ноябре 1991 г. новое российское правительство заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала: a) либерализацию цен и заработной платы; b) проведение жесткой денежно-кредитной политики, бюджетной реформы и стабилизации рубля; c) приватизацию половины всех мелких и средних предприятий; d) прекращение финансирования обороны; союзных министерств и комитетов экономической помощи другим странам; e) укрепление системы социальной защиты. Конечными целями проводимых реформ являлись: экономическое, социально-политическое, духовное возрождение России; рост и процветание отечественной экономики; обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан; развитие демократических институтов; укрепление российской государственности. И правительство решительно приступило к выполнению этой задачи. Начало российских реформ оказалось достаточно успешным: была проведена либерализация цен, обменного курса и торговли. В соответствии с бюджетной программой введены новые налоги и сокращена расходная часть бюджета. Центральный Банк начал осуществлять жесткую кредитную политику. Несмотря на решительную либерализацию цен и жесткие бюджетные и кредитно-денежные меры, направленные на стабилизацию, в секторе госпредприятий не произошло существенных изменений. Причина этому - в неопределенности прав собственности. Была необходима приватизация госпредприятий, т.е. переход прав собственности в частные руки, за исключением некоторой части предприятий, которые должны остаться в руках государства (ЦБ, дороги, порты, водные пути, НИИ и пр.). Правительство заявило о своем намерении провести быструю и всеобъемлющую приватизацию сектора госпредприятий. Правительственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена Указом от 29.12.91, устанавливающим принципы и методы приватизации; полномочия различных учреждений по приватизации; секторы, подлежащие приватизации; порядок распределения доходов от приватизации. В дальнейшем этот документ пересматривался с учетом постоянного совершенствования стратегии и подхода к приватизации. Пересмотренный вариант программы был утвержден Верховным Советом 11 июня 1992 г. Однако и он содержал существенные недостатки. Основной задачей программы являлось создание слоя частных собственников, которые будут способствовать развитию рыночной экономики путем повышения эффективности бывших государственных и муниципальных предприятий.Предусматривались различные пути приватизации в зависимости от размера и характера предприятий: малые предприятия должны продаваться через аукционы. Некоторые средние и большинство крупных предприятий должны быть преобразованы в акционерные компании, а их акции будут продаваться с конкурентных аукционов. Другие виды предприятий могли быть приватизированы, однако для этого требовался обстоятельный анализ, подготовка и разработка плана приватизации, учитывающего их особенности (воздушный транспорт, связь, горнодобывающая и энергетическая промышленность, производство медицинского оборудования и фармацевтическая промышленность). Второй этап приватизации начался с 1 июля 1994г. Он был основан на переходе от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком. Для перехода к рыночным отношениям были необходимы функционирующие рынки, открытая международная конкуренция, которая устанавливает правильное соотношение цен. Нужна была либерализация в международной торговле. Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям механизма регулирования внешнеэкономических связей в России явился Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991 г. Отныне все хозяйствующие субъекты любых форм собственности получили в принципе право на внешнеэкономическую деятельность. Меры по реформированию внешнеэкономической деятельности включали: снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров) частичную либерализацию валютного курса отмену любых ограничений на импорт. На третьем этапе (1993-95гг) продолжался переход на тарифные методы регулирования, постепенно снижалась роль количественных ограничений. В 1993г вступили в силу важнейшие законодательные акты, регулирующие внешнеторговую деятельность в России - Таможенный кодекс и Закон о таможенном тарифе. Согласно этой программе в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий: естественные монополии (электро и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и пр.); разрешенные монополии (отрасли оборонной промышленности; фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия и лекарства); временные монополии (отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий). Именно временные и естественные монополии должны были стать предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства, т.к. именно они влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины за раскручивание “маховика” инфляции. Проводимые экономические реформы устранили уравнительное распределение благ и услуг, предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечивать себе достойный уровень жизни. Был преодолен всеобщий дефицит потребительского рынка, развиваются рынки жилья, медицинских и образовательных услуг. Более разнообразным стал выбор видов трудовой деятельности. Вместе с тем появились и новые проблемы. Резко усилилась дифференциация граждан по уровню доходов. Расширилась “зона бедности”, возросла зависимость слабо защищенной части населения (многодетных семей, пенсионеров, инвалидов) от социальной помощи, предоставляемой государством. Список литературы: 1. Тимошинa Т.М. Экономическая история России: учебное пособие. М.: Юстицинформ, 2004. 311 с. 2. Остaпкович Г.Н. О социaльно-экономическом рaзвитии СССР нa рубеже 80-90-х гг. Вопросы экономики. М.: Проспект, 1999. 220 с. 3. Дмитренко. М.A. История России. XX век. М.: Нормa, 1999. 297 с.