- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СПБГЭУ
Статья опубликована в журнале за "Август 2019"
Автор(ы) статьи: Ходосова Е.В.
PDF файл статьиУДК 371.263 Ходосова Евгения Вадимовна, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмента, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Россия e-mail: evgenia3971@yandex.ru ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ СПБГЭУ Аннотация: В статье говорится о системе оценке качества образования в ВУЗах. Одним из методов повышения качества образования является ситуационное управление, применение которого приводится в статье на примере инновационных проектов СПБГЭУ. Ключевые слова: качество образования, опыт инноваций, ситуационное управление, оценка качества образования, применение ситуационного управления. Khodosova Evgeniia Vadimovna, 2nd year master student, Faculty of Management, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, Russia INNOVATIONS IN THE EDUCATION QUALITY SYSTEM BY THE EXAMPLE OF ST. PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS Resume: The article tells about a system for assessing the quality of education in universities. One of the methods to improve the quality of education is contingency management, the application of which is given in the article on the example of innovative projects of SPBSUE Keywords: quality of education, experience of innovations, contingency management, assessment of the quality of education, application of contingency management Система оценки качества образования включает в себя внутреннюю и внешнюю, между которыми должна обеспечиваться сопряженность. Внешняя система оценки качества образования включает в себя следующие элементы: - Государственная аккредитация - подтверждение соответствия требованиям ФГОС ВО; - Профессионально-общественная аккредитация – признание качества уровня подготовки выпускников; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 1 - Международная аккредитация. Внутренняя система оценки качества освоения программы образования включает в себя: - Текущий контроль успеваемости, промежуточная и государственная итоговая аттестация; - Фонды оценочных средств; - Анкетирование обучающихся и ППС; - Оценка сформированности компетенций обучающихся. В качестве примера опыта СПбГЭУ по реализации принципов ситуационного управления, можно привести опыт выполнения сквозного группового проекта магистрантами российско-итальянской программы «Европейский магистр» («Экономика предприятия, качество и инновации»), научным руководителем которой является проректор по научной работе, а ранее проректор по качеству СПбГЭУ, Е.А. Горбашко. Можно утверждать, что международные образовательные программы СПбГЭУ выступают в качестве экспериментальной площадки для реализации инновационных технологий обучения [1, c. 235-242]. Требования профессионализации и цифровизации высшего образования предъявляются со стороны работодателей, которые ожидают выпускников с практико- ориентированными компетенциями, и со стороны учащихся, которые стремятся быть вовлеченными в процесс обучения путем совершения некоторых осмысленных действий (имеющих смысл в рамках целей, поставленных самими студентами) и получить результат, максимально полезный для быстрого карьерного и зарплатного роста [2]. В данном контексте, опыт выполнения студентами сквозного группового проекта, начатый в 2016-2017 учебном году и продолженный в 2017-2018 году, может быть полезен с точки зрения анализа применения ситуационного управления как содержательного элемента в магистерской подготовке будущих управленцев и экономистов и с точки зрения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 2 изучения опыта применения ситуационного подхода в высшем образовании в целом. Профессиональная направленность программы исторически связана с потребностью отвечать на запрос рынка труда в профессиональных компетенциях выпускников (платный характер обучения на программе вынуждает следовать маркетинговым целям и отвечать ожиданиям покупателей образовательных услуг). Расширяя выбор образовательных траекторий, российская часть сетевой магистерской ООП, тем не менее, должна следовать требованиям ФГОС ВО по направлению «Экономика», что определяет достаточно жесткие условия реализации 1-го года обучения на программе, в том числе, изучение обязательных вузовских дисциплин (6 базовых дисциплин рабочего учебного плана, РУП). В то же время, если теоретические знания в рамках данных 6 дисциплин зафиксированы достаточно четко в матрице и паспортах компетенций и в рабочих программах дисциплин, то практические навыки и умения, приобретаемые студентами, определяются программой «Европейский магистр» в ходе реализации дисциплин [3, c. 245-232]. В частности, в рамках дисциплин 1-го года РУП программы предусмотрен сквозной групповой проект для магистрантов. Работа над проектом начинается с формирования общих теоретических оснований правового и экономического (в т.ч. налогового) регулирования бизнеса в рамках курса «Европейское регулирование экономической деятельности», по которому студенты аттестуются с учетом полученных теоретических знаний и на основе подготовки ими предварительного группового проекта по выбору организационно-правовой формы для будущего стартапа или иного предпринимательского проекта. Выполнение группового проекта продолжается в рамках изучения теоретических основ Самоменеджмента и Конфликтологии, в ходе обучения по данным дисциплинам магистранты разрабатывают собственный групповой проект для участия в Бирже бизнес-идей СПбГЭУ, а также, по итогам участия в конкурсе (Бирже), участники групповых проектов анализируют свою командную Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 3 Список литературы: работу, организацию ими подготовки группового проекта. В рамках изучения дисциплины «Конкурентные стратегии международных компаний» студенты анализируют опыт разнообразных международных предприятий, включая глобальные транснациональные корпорации, их успешный опыт и провалы (например, Nokia, Motorola и др.), а также дополняют свои групповые проекты анализом рынка и уточнением выбранной стратегии на рынке. В рамках узко- специализированных экономических дисциплин магистранты также выполняют общий финансовый анализ для бизнес-планирования своих групповых проектов, совершенствуют бизнес-модель предлагаемой предпринимательской идеи, рассматривают возможности развития проекта с точки зрения инновационной экономики. 1. Покровская Н.Н. Опыт реализации сквозного группового проекта магистрантов российско-итальянской программы «Европейский магистр» («Экономика предприятия, качество и инновации») // Совершенствование учебно-методической работы в университете в условиях изменяющейся среды. Сб. трудов II национальной межвузовской научно-методической конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. С. 235-242. 2. Клементовичус Я.Я., Трифонова Н.В. и др. Генезис, тенденции и проблемы развития сетевых образовательных программ: монография. СПб.: Изд- во СПбГЭУ, 2016. 163 с. 3. Поспелов Д.А. Ситуационное управление: теория и практика. М.: Наука, 1986. 288 с. 4. Горбашко Е.А. Эволюция и современные тенденции развития обеспечения качества образования в России // Экономика качества. 2013. №1 (2). С.2-3. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 4