- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИИ НАКАЗАНИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Рихтер Е.Ю,
PDF файл статьиУДК 159.9 Рихтер Евгений Юрьевич студент 1 курса магистратуры, психологический факультет Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток e-mail: 30badia@gmail.com Научный руководитель: Чернявская В.С., доктор педагогических наук, профессор кафедры философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Владивосток К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИИ НАКАЗАНИЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению моделей воспитания детей в современном мире. Первая включает в себя применение наказаний по отношению к детям в процессе воспитания, вторая - исключает применение наказаний. Какая модель воспитания способна дать лучшие результаты? И какие заблуждения встречаются относительно наказания детей? Нередко в современном мире применяется практика наказаний по отношению к детям. Конечно же родители с благими намерениями подходят к воспитанию своих чад, и только при применении в практике воспитания всевозможных наказаний может вырасти нормальный полноценный член нашего общества. Есть родители, выступающие против наказания детей в любых видах и формах. По их мнению, любое воздействие на ребенка, моральное и физическое, способно принести ему вред. Большинство психологов уверены, что система наказаний в семье должна иметь место, но быть при этом тонкой и многогранной, чтобы ребенок осознал свою вину, но не чувствовал боли, унижения и ненависти к тем, кто его наказывает. Нам стало интересно, что думают ученные в современном мире о наказании, как элементе воспитания ребенка. Ключевые слова: наказание, воспитание, ребенок, семья, применение насилия. Richter Evgeny Yurievich 1st year master student, psychological faculty Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Scientific adviser: Chernyavskaya V.S., doctor of pedagogical sciences, professor at the department of philosophy and legal psychology Vladivostok State University of Economics and Service, Russia, Vladivostok TO THE QUESTION ABOUT THE NECESSITY OF APPLICATION OF PUNISHMENT IN THE UPBRINGING OF CHILDREN Abstract: The article is devoted to the consideration of the models of raising children in the modern world. The first includes the use of punishments in relation to children in the process of education, the second - excludes the use of punishments. Which parenting model is capable of producing the best results? And what are the misconceptions about punishing children? Often in the modern world, the practice of punishment is used in relation to children. Of course, parents with good intentions approach the upbringing of their children, and only with the application of all kinds of punishments in the practice of upbringing can a normal full-fledged member of our society grow up. There are parents who oppose the punishment of children in all forms and forms. In their opinion, any impact on a child, moral and physical, can harm him. Most psychologists are sure that the system of punishment in the family should take place, but at the same time be subtle and multifaceted, so that the child realizes his guilt, but does not feel pain, humiliation and hatred towards those who punish him. We were interested in what scientists in the modern world think about punishment as an element of raising a child. Key words: punishment, education, child, family, use of violence. Наша история показывает, насколько трансформировалось понимание процесса воспитания. Так, доподлинно известны примеры физического насилия детей в школах и различных воспитательно-образовательных институтах прошлого: битьё розгами, становление голыми коленями на колотый горох с солью и ещё масса «страшилок», которые якобы помогали педагогам и родителя сформировать в ребёнке Человека (да-да, именно с большой буквы). В чём же заключается мотив взрослого, который поднимает на детей руку или хуже того берётся за сторонние предметы, чтобы нанести физический вред объекту воспитания?! И. А. Фурманов в своей работе «Физические наказания в семье и их последствия» называет телесные наказания как способ подчинить себе ребёнка, взять под контроль его поведение, заставив испытывать боль [5, с. 52]. Иными Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 словами, у взрослого человека сильна установка на выстраивание в голове у детей логической цепочки: «ведёшь себя не так, как хочу я – получаешь за это». А не является ли это методом манипуляции сознанием маленького человека? Не ограничивает ли его развитие, стремление познать окружающий и неизведанный мир? Не станет ли он, будучи взрослым, также вести себя со своими детьми? Эти вопросы всё чаще становятся предметом дискуссий как в научных, так и в общественных кругах. Резкий поворот в отношении моделей воспитания сегодня породил огромный интерес психологов к поднятой проблематике. На широкий рынок всё больше поступает научно-популярной литературы об альтернативных способах воспитания подрастающего поколения, которые не предусматривают физического насилия, а даже наоборот, жёстко критикуют его, называя пережитком прошлого [4]. Молодым родителям современные психологи стараются доступно объяснить о необходимость слушать и слышать (что важно!) своего ребёнка, входить с ним в контакт, прислушиваться к его потребностям и желаниям. Так, почему же установки на то, что «иногда можно» или «подзатыльник – это ещё не насилие» всё ещё оказываются крепки в современном обществе, хотя звучат они крайне шокирующе. Всем приходилось слышать фразу о том, что кого-то родители били и «ничего, хороший человек получился». Почему она до сих пор бытует в мире? Дело в том, что в нас очень сильно развита связь поколений, почитание традиций и обычаев. Исторически физическое наказание оказывалось способом стимулирования дисциплины, а следовательно, эта методика воспитания передавалась из поколения в поколение, превратившись в своеобразную догму. На сегодняшний день дети уже не есть тождество «собственность родителей». Их права охраняются различными регламентирующими документами, принятыми в том числе и на глобальном уровне (например, «Концепция о правах ребёнка»). Помимо чисто исторических, укладовых и традиционных факторов, влияющих на модель родительского воспитания, существуют и так называемые психологические, которые являются следствием стрессового состояния 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru взрослых [4, с. 208]. Не секрет, что современные социально-экономические условия, жизнь в больших городах, темп жизни неизменно влияют на психоэмоциональное состояние человека. Уставший от рабочих проблем, от бесконечного времяпровождения в пробках, от ощущения постоянного цейтнота родитель не испытывает потребности в полном включении в ребёнка в своё личное время, тем самым ограничиваясь от него на чувственном уровне. И любое проявление непослушания со стороны детей способно вызвать огромный эмоциональный всплеск со стороны родителя, что и приводит к наказанию (не всегда к физическому, но часто – психологическому). И. С. Кон называет такой мотив наказаний «средством эмоциональной разрядки взрослых» [2, с. 99]. Современные фундаментальные исследования транслируют, что на сегодняшний день всё ещё остаётся высокий процент применения физических наказаний в семейной и школьной среде. Согласно социологическим данным, представленным в работе К. И. Григорьева, А. М. Егоренкова, процент детей, к которым применяются наказания варьируется от 50 до 90 [1]. Следовательно, проблема остаётся крайне актуальной. Именно потому, что российское общество «дозрело» до изменения мнения о воспитании детей, психологи всё чаще становятся «медийными» личностями, через современные средства коммуникации донося до родителей необходимость пересмотра собственной модели воспитания. Свои научные наблюдения они облекают в доступную форму, что помогает сегодняшним молодым людям отказаться от традиций прошлого и обратиться к личности своего ребёнка, являющегося природно уникальным и особенным, очень остро нуждающимся во всесторонней поддержке родителей в раскрытии своего внутреннего потенциала. Таким образом, назревает необходимость поиска и внедрения иных методов воспитательного воздействия на ребёнка, которые исключают физическое и эмоциональное насилие. В частности, это продиктовано тем, что такого рода наказания способны сформировать у ребёнка установку на то, что это правильно и нормально, что неизбежно скажется на его взрослой жизни и взаимоотношениях с собственными детьми [3, с. 113-114]. В связи с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4 вышесказанным, чтобы избежать домашнего насилия над ребёнком следует устранить (насколько это возможно) факторы, вызывающие стрессовые ощущения у взрослых. В частности, постоянно искать положительные моменты в общении с ребёнком, подбирать те совместные занятия, которые доставляют удовольствия обоим из участников процесса (и взрослым, и детям); научиться управлять эмоциями и контролировать собственные проявления негативных чувств (гнев, раздражение и т.д.). Более приемлемыми в процессе воспитания оказываются методы словесного воздействия на личность ребёнка, а также пример, транслирующий правильное поведение, адекватную реакцию на происходящее. Это не значит, что нужно полностью отказываться от мер наказания, но стремиться к тому, чтобы исключить физическое воздействие необходимо. Об этом говорят и фундаментальные научные исследования, и научно-популярная литература, созданная современными педагогами и психологами. Таким образом, игровая форма деятельности, методы поощрения, беседы, словесные внушения, личный пример и т.д. оказываются теми альтернативными способами воспитательного воздействия, которые находятся в арсенале каждого родителя. Важно только уметь их грамотно применять. Поэтому вопрос, выведенный в заглавие настоящей обзорной статьи, имеет однозначный отрицательный ответ. И сегодняшняя реальность тому подтверждение – масса описанных в литературе примеров проявления асоциального поведения, детской агрессии, преступления, совершённые несовершеннолетними, имеют «корни» из семьи и детства. Именно об этом нужно задуматься современному родителю, который, неизменно, стремиться сделать из своего ребёнка Человека (да-да, именно с большой буквы!). Список литературы: 1. Григорьев К.И., Егоренков А.М. Клинические и методологические предложения к решению проблемы синдрома жестокого обращения с ребенком в педиатрии // Медицинская помощь. 2006. № 2. С. 3–7. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2. Кон И.С. Телесные наказания детей в России: прошлое и настоящее // Историческая психология и социология истории. 2001. № 1. С. 74-99. 3. Лысова А.В. Телесное наказание детей и насилие в супружеских отношениях россиян // Гуманитарные исследования в восточной Сибири и на дальнем востоке. 2013. № 4. С. 110-116. 4. Орлова К.М. Психологические факторы применения телесных наказаний к детям в России и Швейцарии // Наука и школа. 2014. № 3. С. 208- 213. 5. Петрановская Л.В. Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка. М.: АСТ, 2015. 288 с. 6. Фурманов И.А. Физические наказания в семье и их последствия // Психология для нас. № 11/12 (24/25), 2005. С. 52-57. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 6