- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ПРЕДМЕТАМ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» И «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Тельнова О.С.
PDF файл статьиУДК 371. Тельнова Олеся Сергеевна студентка 5 курса бакалавриата, институт психологии и педагогики Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Россия, г. Елец e-mail: olesya.telnova.2017olesya@mail.ru Научный руководитель: Числова С.Н., кандидат педагогических наук, доцент по кафедре начального образования Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, Россия, г. Елец ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПО ПРЕДМЕТАМ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» И «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Аннотация: Актуальность обращения к проблеме организации проектной деятельности младших школьников не вызывает сомнений. По мнению автора, сегодня невозможно представить образовательный процесс без вовлечения обучающихся в продуктивную деятельность. Автор разделяет точку зрения большинства исследователей, полагающих, что проектная деятельность способствуют развитию у обучающихся информационных, познавательных, коммуникативных умений в сочетании с предметными знаниями и умениями. В статье делается акцент на содержательной части проектной деятельности первоклассников по учебным предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Автор представляет свою точку зрения на сущность понятия «проектная деятельность». Автор разработал методический проект в помощь начинающим учителям начальных классов, который связан с проблемой выбора тематики проектов и создаваемых в рамках этих тем продуктов проектной деятельности. Ключевые слова: проектная деятельность, обучающиеся, младший школьник, первоклассник, начальные классы. Telnova Olesya Sergeevna 5th year undergraduate student, Institute of Psychology and Pedagogy Yelets State University named after I.A. Bunina, Russia, Yelets Scientific adviser: Chislova S.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor at the department of primary education 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Yelets State University named after I. A. Bunina Russia, Yelets PROJECT ACTIVITY OF FIRST GRADES ON THE SUBJECTS "LITERARY READING" AND "THE WORLD AROUND» Abstract: The relevance of addressing the problem of organizing project activities of younger schoolchildren is beyond doubt. According to the author, today it is impossible to imagine the educational process without involving students in productive activities. The author shares the point of view of most researchers who believe that project activities contribute to the development of students' information, cognitive, and communication skills in combination with subject knowledge and skills. The article focuses on the content of the project activities of first-graders in the academic subjects "Literary Reading" and "The World Around". The author presents his point of view on the essence of the concept of "project activity". The author has developed a methodological project to help novice primary school teachers, which is associated with the problem of choosing the topics of projects and the products of project activities created within these topics. Keywords: project activities, students, junior pupil, first grader, primary grades. Российскому обществу необходимы активные люди, успешно адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям труда, способные к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для того чтобы выполнить данный социальный заказ, педагоги прибегают к использованию продуктивных видов деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает использование проектной деятельности. Определенный интерес к проектной деятельности демонстрируют работы Д. Дьюи [1], У. Килпатрик [2], Э. Коллингс [3] и др. В основе его понимания проектной деятельности использовались идеи «прагматической педагогики». Д. Дьюи видел ценность не только в том, что идет на пользу конкретному человеку, но и в том, что идет на благо всего общества [1]. У. Килпатрик под проектной деятельностью понимал «от души выполняемый замысел» [2, с. 12]. В России метод проектов стал активно использоваться в начале ХХ века. Н.В. Пахомова [4], К.Н. Поливанова [5] рассматривают данный вид деятельности Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 как интегративный вид деятельности, обеспечивающий координацию различных сторон процесса обучения – содержательной, процессуальной, коммуникативной и др. В своей работе под проектной деятельностью мы будем понимать специально организованную целенаправленную совместную познавательную деятельность педагога и обучающихся, которая предполагает: - постановку личностно-значимых образовательных цели и задач; - планирование хода деятельности; - определение ожидаемых результатов; - осуществление деятельности по решению образовательных цели и задач; - создание конкретного продукта и его представление. Полагаем, что организация проектной деятельности в начальных классах позволит учебную деятельность обучающихся сделать: более содержательной. интересной за счет привлечения зрительных образов. В настоящее время для учителя начальных классов важно научить детей пользоваться информационными источниками, представленными, прежде всего, в печатной форме. Поэтому мы обратились в данной статье к таким учебным предметам как «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Именно выбранные нами предметы содержат достаточное количество художественных и научно-популярных текстов для данной возрастной группы. Мы разработали методический проект в помощь начинающим учителям начальных классов по организации проектной деятельности. Он связан с проблемой выбора тематики проектов и создаваемых в рамках этих тем продуктов проектной деятельности. Сначала мы проанализировали произведения по предмету «Литературное чтение» для первого класса. Скорректированный список произведений представили в таблице 1. Табл. 1. Список авторов и произведений для 1 класса Произведение Писатель А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» К.И. Чуковский «Доктор Айболит» А.М. Волков «Волшебник изумрудного города» Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» Ш. Перро «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная шапочка» Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалочка», «Гадкий утенок» Д.Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», «Отчего у верблюда горб», «Слоненок», «Откуда взялись броненосцы» Мы рекомендуем первоклассникам прочитать данные произведения. После их прочтения предлагаем выполнить творческие проекты. Выбор произведений и писателей следует оставлять за обучающимися. Проекты могут выполняться как в урочное, так и во внеурочное время. Приведем примеры тем проектов, используемых произведений писателей, продукты проектной деятельности. Они представлены в таблице 2. Табл. 2. Проекты для 1 класса Тема проекта Продукт проектной Используемые произведения деятельности Добро побеждает зло 1. Рисунок по мотивам А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», сказок. 2. Инсценировка отрывка «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» сказки. 3. Чтение отрывка сказки по ролям. 4. Чтение наизусть отрывка сказки. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Э.Н.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» 5. Выполнение аппликации по мотивам сказок. 6. Подбор музыкальных произведений для героев, олицетворяющих добро и зло. Сказочные животные 1. Рисунок по мотивам сказок. 2. Инсценировка отрывка сказки. 3. Чтение отрывка сказки по ролям. 4. Чтение наизусть отрывка сказки. К.И. Чуковский «Доктор По следам доктора Айболита 1. Рисунок по мотивам Айболит». сказок. 2. Инсценировка отрывка сказки. 3. Чтение отрывка сказки по ролям. Не менее интересным в плане организации проектной деятельности является предмет «Окружающий мир». Тексты по предмету «Окружающий мир» обладают огромным потенциалом для организации проектной деятельности. Приведем примеры общих тем проектов, тем индивидуальных и групповых проектов, продуктов проектной деятельности обучающихся в первом классе по данному предмету. Табл. 3. Проекты по предмету «Окружающий мир» для 1 класса Общая тема проекта Темы индивидуальных и Продукт проектной деятельности групповых проектов Моя малая Родина [6] Река моего детства Рисунок, устный рассказ, фоторабота, загадка Рисунок, устный рассказ, Моя улица Моя клумба Фоторабота, рисунок, сказка 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Фоторабота, рисунок, Мой город фотоальбом, устный рассказ Рисунок, устный рассказ Мой дом рассказ, Место, где я родился Устный стихотворение Моя семья [6] Мой прадед Устный рассказ, фото рассказ А нас в семье традиция… Рисунок, фоторабота, устный рассказ Бабушкина внучка Рисунок, устный рассказ Фото рассказ, проект- Мама, папа, я - спортивная семья презентация Веселая семейка Фотография, устный рассказ, рисунок Мой класс и моя школа [6] Мой лучший друг Фотография, рисунок, устный рассказ Мой (я) сосед (ка) по парте Фотография, рисунок, устный рассказ Школьная столовая Фото рассказ, загадка, инсценировка Школьный музей Фото рассказ, устный рассказ Мой спортивный зал Рисунок Рисунок, устный рассказ, Живой уголок фотография Школа будущего Проект-презентация, сказка Мои домашние питомцы [6] Котовасия Рисунок, устный рассказ Птица дивная Фотография, устный рассказ, рисунок, сказка Мой лучший друг Фотография, устный рассказ, рисунок, сказка Мой домашний зоопарк Проект-презентация, сказка, устный рассказ Чем кормить моего питомца? Устный рассказ Представленные темы индивидуальных и групповых проектов обеспечат формирование интереса первоклассников к работе с текстами разного формата. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru Среди которых обязательным должен выступать информационный материал, прежде всего, из школьной библиотеки. Полагаем, что разработанный нами методический проект поможет начинающим учителям в организации проектной деятельности первоклассников по предметам «Литературное чтение» и «Окружающий мир». В ходе педагогической практики мы убедились, что организуемая нами проектная деятельность способствует развитию у первоклассников информационных, познавательных, коммуникативных умений в сочетании с предметными знаниями и умениями. Список литературы: 1. Дьюи Д. Демократия и образование. М., 2000. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://zdamsam.ru/b15720.html (дата обращения: 17.02.2020 г.). 2. Килпатрик У. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. М., 1925. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009104671 (дата обращения: 18.02.2020 г.). 3. Коллингс Э. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1926. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009157135 (дата обращения: 18.02.2020 г.). 4. Пахомова Н.Ю. Обучение проектной деятельности в начальных классах // Управление начальной школой. 2011. №1. С. 19-21. 5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Академия, 2008. 217 с. 6. Примерная основная образовательная программа образовательного у ч р е ж д Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru е н 7