- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Август 2019"
Автор(ы) статьи: Фрайнд А.В.
PDF файл статьиУДК 373.2 Фрайнд Анастасия Валерьевна студентка 1 курса магистратуры, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия e-mail: anfraind@gmail.com Научный руководитель: Моложавенко В.Л., д-р пед. наук, профессор, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация: В данной статье обоснована необходимость разработки системы мониторинга результатов освоения дошкольниками образовательной программы. Определена основная задача мониторинга в дошкольном образовательном учреждении. Рассмотрены основные направления внутренней оценки качества образования, ее критерии и показатели. Теоретически обоснована необходимость разработки анкеты для родителей. Ключевые слова: мониторинг, дошкольное образование, качество образования, управление качеством образования, образовательная программа. Fraind Anastasiya Valerievna 1st year master student, Tyumen State University, Tyumen, Russia Scientific director: Mologavenko V.L., doctor of pedagogical sciences, professor, Tyumen State University, Tyumen, Russia MONITORING THE RESULTS OF THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN OF THE EDUCATIONAL PROGRAM AS AN ELEMENT OF QUALITY MANAGEMENT EDUCATION Abstract: This article substantiates the need to develop a system for monitoring the results of the preschool children learning the educational program. The main task of monitoring in a pre-school educational institution is defined. The main directions of internal assessment of the quality of education, its criteria and indicators are considered. Theoretically justified the need to develop a questionnaire for parents. Key words: monitoring, preschool education, quality of education, education quality management, educational program. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru Дошкольное образование, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [1], направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. При этом, как известно, освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. В ФГОС ДО так же не предусмотрена четкая система требований к уровню развития детей дошкольного возраста [2]. Существующие требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не могут служить основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Таким образом, оценить качество предоставляемых услуг дошкольного учреждения по результатам освоения дошкольниками основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДОО) не представляется возможным. Педагогический процесс любого дошкольного образовательного учреждения должен быть ориентирован на обучение, воспитание и развитие каждого обучающегося. Однако объективно отследить динамику психического, физического и интеллектуального развития детей по единым критериям оценки довольно сложно. Возникает потребность в создании такой системы мониторинга качества педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, которая позволит выстроить педагогическую работу так, чтобы можно было объективно оценить достижения каждого дошкольника в той или Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 2 иной области по единым критериям. Основной задачей мониторинга в ДОО должно стать определение степени освоения детьми ООП ДОО и оценка качества образовательного процесса дошкольного учреждения, которая в настоящий момент направлена лишь на контроль за созданными в образовательном учреждении условиями (материально-техническими, кадровыми, методическими, педагогическими и т.д.). Помимо контроля за условиями, мониторинг оценки качества деятельности ДОО должен быть ориентирован на оценку качества образовательного процесса по результатам освоения дошкольниками ООП ДОО. Предполагается, что при комплексном мониторинге (по условиям и результатам) возможно будет оценить качество образовательной деятельности, осуществляемой по основной образовательной программе дошкольного образования. На уровне образовательно учреждения система оценки качества реализации ООП ДО сможет решить следующие задачи: 1) обеспечение объективной экспертизы образовательной деятельности в процессе оценки качества по результатам освоения ООП ДО; 2) создание преемственности между дошкольным и начальным общим образованием; 3) определение единых критериев оценки качества образовательной деятельности ДОО; 4) повышение качества реализации самой ООП ДО в условиях реализации ФГОС ДО. Таким образом, предварительный анализ ситуации, сложившейся в практике образования на примере базового дошкольного учреждения и анализ научной литературы по теме исследования позволил выявить противоречия, обусловленные несоответствием между: 1) задачей мониторинга качества дошкольного образования и фактической неразработанностью комплекса мероприятий, направленных на решение данной задачи; 2) запросами дошкольников и их родителей (законных представителей) в получении качественного дошкольного образования при переходе к школьному обучению и недостаточным уровнем контроля качества получаемых услуг. Одним из методов оценки качества образования и ведущим условием его обеспечения должен стать мониторинг «как процедура сбора, обработки, 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая обязательно должна быть ориентирована на информационное обеспечение управления, и которая в дальнейшем позволит судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития» [3]. Эффективность организации и проведения мониторинга деятельности ДОО «определяется наличием параметров, разработанностью критериев, показателей, технологии принятия управленческих решений по результатам данного мониторинга» [4]. Рассмотрим основные направления внутренней оценки качества образования, ее критерии и показатели. Предлагается выделить три основных направления оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении: качество условий реализации ООП, качество процесса реализации ООП, качество результатов реализации ООП. Модель проведения процедуры оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении включает: 1. Мониторинг профессионального уровня педагогов ДОО: анализ профессиональной готовности педагогов к работе в ДОО (образование, аттестация, курсы повышения квалификации); рейтинг методической активности; самоанализ педагогической деятельности. 2. Оценка качества организации образовательного процесса: карта наблюдений за деятельностью педагога (так называемый «оперативный мониторинг»), определение затруднений педагогов. 3. Мониторинг предметно-развивающей среды: оценка принципов построения развивающей направленности среды с позиции психогигиены и здоровьесбережения. 4. Мониторинг семьи: опросник - «Удовлетворенность деятельностью ДОО»: анкетирование родителей как партнеров по воспитанию, позволяющий выявить степень удовлетворенности родителей деятельностью ДОО. Таким образом, в рамках настоящего исследования была разработана анкета «Удовлетворенность деятельностью ДОО» для родителей детей 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru подготовительных групп как партнеров по воспитанию. Анкетирование предоставляет возможность опросить большое число родителей, оно низкозатратно, исключает социально-психологическое влияние на респондентов и позволяет максимально формализовать процедуру сбора информации, что значительно облегчает работу интервьюеров и обработку результатов. В ходе анкетирования предполагается выделить следующие категории (типажи) родителей дошкольников подготовительной группы: 1. Родители, имеющий высокий уровень компетенции в вопросах оценки качества дошкольного образования (имеющие опыт работы в ДОО, знающие нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ДОО и т.д.) и довольные качеством образования ДОО, в котором учится их ребенок (дети). 2. Родители, имеющий высокий уровень компетенции в вопросах оценки качества дошкольного образования (имеющие опыт работы в ДОО, знающие нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность ДОО) и не довольные качеством образования ДОО, в котором учится их ребенок (дети). 3. Родители, имеющий низкий или нулевой уровень компетенции в вопросах оценки качества дошкольного образования и довольные качеством образования ДОО, в котором учится их ребенок (дети). 4. Родители, имеющий низкий или нулевой уровень компетенции в вопросах оценки качества дошкольного образования и не довольные качеством образования ДОО, в котором учится их ребенок (дети). Для того, чтобы определить удовлетворенность родителей качеством образования и оказываемых услуг в ДОО, предполагается выделить следующие критерии оценки качества деятельности ДОО: 1. Оценка качества условий реализации основной образовательной программы ДОО: субъективная оценка родителей кадрового, материально- технического, медико-социального, учебно-материального, информационно- методического, психолого-педагогического, финансового обеспечения ДОО. 2. Оценка качества процесса реализации основной образовательной программы ДОО: субъективная оценка родителей профессионального Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 5 мастерство педагогов, организации образовательного процесса, степени их социально-психологической адаптации воспитанников и уровня их эмоционально-психологического благополучия. 3. Оценка качества результатов реализации ООП ДО: субъективная оценка родителей усвоения воспитанниками ООП ДО, учет результатов процесса коррекционной работы, уровня психологической готовности воспитанника к школе, а также степень вовлеченности воспитанников в мероприятия и конкуры. Анкетирование родителей как партнеров по воспитанию, позволит выявить их степень удовлетворенности качеством деятельности ДОО, провести анализ результатов и их оценку, выявить актуальные проблемы в деятельности ДОО и принять меры по их устранению. Список литературы: 1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. (ред. от 19.12.2016) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. 3. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. Ульяновск: Интеллект-Центр, 2005. 424 с. 4. Никитина Т.А. Оценка условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2013. N 3(79). C. 122-123. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 6