- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА “ДЕБАТЫ” ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Статья опубликована в журнале за "Декабрь 2020"
Автор(ы) статьи: Кабирова Г.Р.
PDF файл статьиУДК 37 Кабирова Гульшат Рафаэлевна студентка 4 курса, отделение иностранных языков Елабужский институт Казанского Федерального университета, Россия, г. Елабуга e-mail: kabirova-2016@bk.ru Научный руководитель: Самсонова Е.В., старший преподаватель Елабужский институт Казанского федерального университета, Россия, г. Елабуга ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА “ДЕБАТЫ” ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Аннотация: В статье рассматривается возможность применения активного метода «Дебаты» при обучении английскому языку, позволяющие решать как обучающие, развивающие, воспитательные, так и коммуникативные задачи. На уроках английского языка технология «дебаты» может использоваться с целью обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и для проверки и контроля полученных знаний учащихся. Ключевые слова: дебаты на уроках английского языка, технология «дебаты», развитие критического мышления, языковые коммуникативные навыки. Kabirova Gulshat Rafaelevna 4th year bachelor student, department of foreign languages Elabuga branch of Kazan Federal University, Russia, Elabuga Scientific adviser: Samsonova E.V., senior lecturer Elabuga branch of Kazan Federal University, Russia, Elabuga USING METHOD OF ‘DEBATE’ WHEN LEARNING AN ENGLISH LANGUAGE Abstract: The article deals with the possibility of an active method ‘Debate’s use when learning an English language, which allows solving the educational and communicative tasks of upbringing and development. The technology ‘Debate’ can be 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru used to summarize, systematize and consolidate the training material and to act as a control of the knowledge acquired. Key words: debate in a foreign language, technology of ‘debate’, the development of critical thinking, language communication skills. Формирование социокультурной компетенции учащихся является одной из актуальных и важных проблем современного образования, предполагающая подготовку учеников к жизни в поликультурном обществе, умение публично выступать и излагать собственные мысли и идеи, сравнивать и проводить параллели между народами других культур, языков и религий. Высказывание и отстаивание своей точки зрения, особенно на иностранном языке, представляет собой довольно сложный процесс, что связано как с лингвистическим, так и психологическим компонентом. Очень часто, во время публичных выступлений, учащиеся испытывают различные сложности, которые имеет тесную связь со структурированием речи, с чёткостью формулирования своего мнения, быстрым решением подбора необходимых языковых средств. При этом они ведут себя скованно, застенчиво, неуверенно, испытывают волнение, что отражается на их физическом состоянии [1, с. 257-262]. Актуальность данной работы заключается в том, что применение активного метода обучения «дебаты» на уроках английского языка помогает успешно решить эти серьезные проблемы, вызванные как психологическими, так языковыми факторами. В данном случае, дебаты выступают как средство обсуждения актуальных событий из жизни мира в целом. Что понимается под понятием «дебаты»? Н.В. Кларин считает, что дебаты — это соревнование между играющими, действия которых ограничены определёнными условиями (правилами) и направлены на достижение определённой цели (победы) [2, с. 92]. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Проведение дебатов на уроках английского языка способствует формированию основных навыков публичного выступления на иностранном Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 2 языке, умений ведения дискуссии, а также развитию коммуникативной компетенции учащихся, которые играют важную роль во взаимодействии и общении. Учителя английского языка часто используют данный метод активного обучения с целью обобщения, систематизации и закрепления и проверки овладения учебным материалом. Использование технологии «дебаты» на уроках является целесообразным на средней и старшей ступени обучения, так как дебаты предполагают формализованное обсуждение проблемы или вопроса на основе заранее подготовленных выступлений участников. «Дебаты» как учебная технология имеют большое значение при формировании у учащихся всех четырех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. На этапе подготовки к дебатам ученики проводят анализ литературы, продумывают свое выступление с использованием заметок, цитат, примеров из жизни, а также кратко структурируют свою речь, что способствует развитию навыков чтения и письма как важных коммуникативных навыков. Во время проведения дебатов у учащихся совершенствуются также умения и навыки аудирования и говорения. Метод обучения «дебаты» имеет широкие целевые функции и возможности. Социализирующее значение дебатов на уроках английского языка определяется тем, что дебаты выступают педагогическим механизмом приобщения участников к нормам и ценностям общества, способствуют формированию учебно-социальных навыков. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты способствуют выработке самостоятельности оценок, нравственно-мировоззренческой позиции и поведенческих установок. Участники дебатов должны отличаться более высокой коммуникативной культурой и терпимостью к мнению других. Развивающее значение метода «дебаты» заключается в том, что дебаты способствуют развитию воли учащихся, их памяти, логического и критического мышления, включая умение сопоставлять, сравнивать различные мнения, анализировать их, находить аналогии. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 3 Обучающее значение выражается в том, что дебаты представляют собой основу для формирования у учащихся системы знаний, умений и практических навыков, которые необходимы современному человеку. Они помогают закрепить, актуализировать ранее полученные знания и овладеть новыми. Дебаты способствуют развитию коммуникативных умений учащихся: умению слушать и слышать собеседника, формированию навыков публичного выступления, умения четко выражать свои мысли, уверенности в себе, развитию исследовательских и организаторских навыков, развитию мышления. Подводя итог, стоит отметить, что получаемые лингвистические и социальные навыки при участии в дебатах на уроках английского языка способствуют развитию личности учащихся и формированию важных качеств. Дебаты представляют собой эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, которые необходимы для успешной социализации и жизнедеятельности в условиях современного общества. Список литературы: 1. Попова О.Ю. Психологический аспект обучения публичным выступлениям на иностранном языке // Актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации. Волгоград: Волгоградское научное изд-во, 2018. С. 257-262. 2. Кларин Н.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2019. 126 с. 3. Светенко Т.В. Применение метода дебатов на уроках английского языка. Учебно/методический комплект. М.: Изд-во «Бонфи», 2018. 296 с. 4. Обвинцев Г. Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции у школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы V меж-дунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, июль 2017). СПб.: СатисЪ, 2017. С.170-172. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 12/2020 http://tribune-scientists.ru 4