- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2020"
Автор(ы) статьи: Шуина Е.И.
PDF файл статьиУДК 34.347 Шуина Е.И., студент магистратуры Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: shuzka@yandex.ru Эльмурзаев А.В. кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, доцент Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России Россия, г. Санкт-Петербург АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аннотация: В данной статьей рассмотрены основные моменты, касающиеся экономической безопасности России. Автором рассмотрены ключевые моменты, связанные с деятельностью Арбитражных судов в сфере обеспечения безопасности. Рассмотрены основные моменты, связанные с экономической безопасности в структуре государственно-правового механизма, взаимодействию различных институтов судебной системы и соответствующей роли арбитражного суда. Ключевые слова: экономическая безопасность, дело, Российская Федерация, суд, предпринимательская деятельность, Арбитражный суд. Shuina E.I., master student, St. Petersburg state University of emergency situations of Russia Russia, St. Petersburg Elmurzaev A.V. candidate of legal sciences, associate professor of the department of civil law, associate professor St. Petersburg state University of emergency situations of Russia Russia, St. Petersburg ARBITRATION COURT AS A MEANS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru Abstract: This article discusses the main points related to the economic security of Russia. The author considers the key points related to the activities of the Arbitration Courts in the field of security. The main points related to economic security in the structure of the state-legal mechanism, the interaction of various institutions of the judicial system and the corresponding role of the arbitration court are considered. Key words: economic security, case, Russian Federation, court, entrepreneurial activity, Arbitration court. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации [1, c. 3] человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что в данной статье содержатся исключительные нормы и приоритетность в обеспечении национальной безопасности. Поскольку первоначальным, основным объектом национальной безопасности является человек, всем людям, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется безопасность. Основные принципы безопасности, а также деятельность по обеспечению безопасности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 28.10.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» [2, c. 3]. Вместе с тем, в нормах указанного закона отсутствует дефиниция понятия «безопасность». В ранее действующих нормативных правовых актах под безопасностью законодатель понимал состояние защищенности жизненно важных ресурсов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К таким ресурсам относились потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает прогрессивное развитие личности, общества и государства [3, c. 3]. В Указе Президента РФ от 31.12.2015 № 683 дается определение понятия «национальная безопасность», которое является видовым по отношению к родовому понятию «безопасность». Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором происходит обеспечение реализации конституционных прав и свобод граждан, достойный уровень жизни, территориальная целостность и суверенитет государства, устойчивое социально- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 2 экономическое развитие [4, ст. 212]. При этом национальная безопасность включает в себя все виды безопасности, предусмотренные действующим законодательством, в т.ч. государственную, информационную, общественную, транспортную, экологическую, экономическую, энергетическую и иные виды. Экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны (ее потребности), единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных интересов РФ. Стоит признать, что нормативное определение понятия «экономическая безопасность» не в полной мере отражает всех ее аспектов. Некоторые авторы предлагают более широкие дефинции в сущностно-содержательном смысле. Так, например, А.О.Варюха и Л.В. Сурженко считают, что обеспечение экономической безопасности – это определяющий критерий развития государства, его способность предоставлять гражданам ресурсы, а также защищать от коррупционных компонентов. Академик Л. Абалкин рассматривает экономическую безопасность в совокупности трех компонентов: устойчивости национальной экономики, экономической независимости, возможности саморазвития и прогресса [5. c. 8]. А.О. Писаренко выделяет две группы показателей экономических угроз в России. Первую группу составляют угрозы, которые уже проявили себя в достаточной степени, при этом существуют методы которые нивелируют их негативное воздействие (например, низкая степень внедрения инновационных технологий в машиностроении, в т.ч. точном; сырьевая направленность экономики; развитие теневой экономики, в т.ч. теневой занятости. Ко второй группе относятся угрозы, степень воздействия которых еще не проявляется в полной мере (например, снижение участия государства в экономической сфере; приватизация объектов государственной собственности; уменьшение финансирования базовых отраслей экономики со стороны государства; отсутствие прогрессивной шкалы налогообложения) [6, c. 932]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 3 В рамках рассматриваемого вопроса требуется уделить внимание вопросу экономической безопасности в структуре государственно-правового механизма, взаимодействию различных институтов судебной системы и соответствующей роли арбитражного суда. Так, например, еще в 2008 году Россия находилась на 70-м месте в мире по уровню инвестиционной привлекательности, по данным рейтингового агентства Bloomberg в 2015 г., несмотря на введенные санкции, Россия заняла 14 место в рейтинге развивающихся стран наиболее привлекательных для инвестиций, в 2019 г. Россия вошла в топ-10 стран наиболее привлекательных для инвесторов стран Европы [7]. По уровню развития инфраструктуры (финансовой, информационной, транспортной, социальной и пр.) Россия в 2018 г. находилась на 115 месте в мире, а в 2019 г. – на 35 месте. В соответствии с пп. 7 п. 15 Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 г. обеспечение безопасности экономической деятельности является одним из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Применительно к деятельности арбитражных судов в России обеспечение такой безопасности складывается в: • снижении рисков предпринимательской деятельности; • недопущении избирательного правоприменения в отношении субъектов предпринимательской деятельности; • предотвращении преднамеренного банкротства. Согласно ст. 29 АПК РФ [8], арбитражные суда рассматривают экономические споры и иные дела, исходя из публичных правоотношений. На наш взгляд, стоит признать арбитражную юстицию системой, осуществляющей правосудие для подержания стабильности и экономической безопасности государства, поскольку интересы заявителя затрагиваются в случае оспаривания тех или иных нормативных и ненормативных правовых актов, в случае рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также в случае взыскания обязательных платежей и санкций с лиц, осуществляющих экономическую (предпринимательскую) деятельность. Как справедливо Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 4 отмечала М.Е. Богушева, в отечественной судебной системе деятельность арбитражных судов заключается не только в разрешении имущественных и коммерческих споров, но также в автономном специализированном обеспечении экономической безопасности российского государства [9, c. 15]. В рамках рассматриваемого вопроса необходимо уделить внимание статистической информации о деятельности арбитражных судов за последние годы в части, касающейся обеспечения экономической безопасности. Следует признать, что количество заявлений и исковых заявлений, поданных в арбитражные суды за последние годы возросло с 1,5 млн. в 2014 г. до 2,1 млн. в 2019 г., при этом количество дел, рассмотренных арбитражными судами за последние годы также увеличилось с 1,425 млн. в 2014 г. до 1,878 млн. в 2019 г. (рост за последние 6 лет составил 24,3%) [10]. В 2019 году из общего количества рассмотренных дел большинство составляют дела, вытекающие из экономических споров и иных гражданских правоотношений – 62,1% (1,167 млн. дел). Кроме того, в структуре общего количества дел выделяются экономические споры и дела, вытекающие из административных правоотношений – 27,7% (520,3 тыс. дел); дела, связанные с административными правонарушениями – 5,5% (103,6 тыс.); дела о несостоятельности (банкротстве) – 4,6% (85,5 тыс. дел); дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение – 0,1% (1,0 тыс.). Менее 1 % составили оконченные производства об оспаривании решений третейских судов, а также о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (233). По существу заявленных требований в 2019 году были вынесены решения в отношении 86,3% оконченных производством дел, требования удовлетворены в отношении 83,8% дел. Важным с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства является выдача арбитражными судами исполнительных документов. Так, в 2019 году было выдано более 1,5 млн. документов на общую сумму 2 трлн. 638 млрд. руб. В данных исполнительных документах содержатся сведения о взыскании денежных средств в доход бюджета в сумме 6,4 млрд. руб. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 5 (из них 5,4 млрд. – в доход федерального бюджета), а также государственной пошлины в размере 4 млрд. руб. В 2018 году было выдано исполнительных документов на общую сумму 1 трлн. 472 млрд. руб. В данных исполнительных документах содержатся сведения о взыскании денежных средств в доход бюджета в сумме 7,7 млрд. руб. (из них 6,0 млрд. – в доход федерального бюджета), а также государственной пошлины в размере 4 млрд. руб. В 2019 году общее количество споров, которые связаны с правильным применением налогового законодательства составило 42,7 тыс. (2,4%), при этом большинство споров (31,1 тыс.) заключаются во взыскании обязательных платежей и санкций. Положительной тенденцией является снижение количества дел о взыскании обязательных платежей и санкций в государственные внебюджетные фонды, в т.ч. в Пенсионный фонд России. В 2018 г. было рассмотрено 480,9 тыс. дел, в 2019 году – 391,5 тыс. дел. В 2019 году в доход федерального бюджета была перечислена сумма госпошлины по всем делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в размере 22 млрд. 678 млн. руб. (в 2018 году – 15 млрд. 979 млн. руб.). Органам Федеральной налоговой службы по результатам рассмотрения дел выдано исполнительных документов на взыскание госпошлины на сумму 8 млрд. руб. Подводя итог вышеизложенному, следует заключить, что в целом арбитражные суды в настоящее время играют важную роль в обеспечении экономической безопасности государства, однако действующая в настоящее время в Российской Федерации Стратегия экономической безопасности не уделяет должного внимания взаимодействию между государственными органами и арбитражными судами в вопросах экономической безопасности. С нашей точки зрения, у органов арбитражной юстиции в арсенале должны присутствовать превентивные полномочия в сфере предпринимательской деятельности, при этом в случае угрозам экономической безопасности арбитражные суды должны выходить за пределы исковых требований и собирать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 6 доказательства по своей инициативе в процессе осуществления контроля за распорядительными действиями сторон. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993. № 237; Российская газета. 04.07.2020. № 144. 2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 2. 3. Федеральный закон от 05.03.1992 № 2446-I «О безопасности» // Российская газета.06 05.1992. № 103 (Утратил силу). 4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (ч.2). Ст. 212. 5. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13. 6. Писаренко А.О. Экономическая безопасность в России: современное состояние, угрозы и перспективы развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т.14. Вып. 5. С. 927-940. 7. EY: Россия вошла в топ-10 привлекательных для инвесторов стран Европы. Риа-новости. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://ria.ru/20200706/1573926956.html (дата обращения: 20.11.2020 г.). 8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 29. 9. Богушева М.Е. Институты арбитражной юстиции в юридическом обеспечении экономической безопасности России: автореферат дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2007. 25 с. 10. Составлено автором на основании данных Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Форма АС-1 «Сводные статистические сведения о 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru деятельности федеральных арбитражных судов. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 22.11.2020 г.) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 11/2020 http://tribune-scientists.ru 8