- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
Я УТВЕРЖДАЮ ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ИЗНАЧАЛЬНОЙ РАДОСТИ БЫТИЯ
Статья опубликована в журнале за "Август 2019"
Автор(ы) статьи: Лантушко В.В.
PDF файл статьиУДК 159.9.01 Лантушко Вячеслав Валерьевич, Германия, г. Берлин e-mail: dionis25@gmail.com Я УТВЕРЖДАЮ ИЛИ ФИЛОСОФИЯ ИЗНАЧАЛЬНОЙ РАДОСТИ БЫТИЯ Аннотация: В статье высказывается мысль о Да-Сказательности или аффирмативности философии Фридриха Ницше, кратко поднимается тема – ницшеведения и далее посредством ницшевского, эпиграмматического стиля письма излагаются основные концепты философии Фридриха Ницше… Данные концепты есть «Переоценка всех высших ценностей», «О физиологии», а также проводится анализ «Большой политики Фридриха Ницше». Ключевые слова: да-сказание, изначальная радость, переоценка всех ценностей, физиология, большая политика. Lantushko Vyacheslav Valerevich, Germany, Berlin I APPROVE OR PHILOSOPHY OF THE ORIGINAL JOY OF BEING Abstract: In the article author says a thought about Yes-Saying or affirmative philosophy of Friedrich Nietzsche, in short author speaks on the theme – Nietzsche Research and then through Nietzsche’s epigrammatic style of writing, it say’s on main concept’s of the philosophy of Friedrich Nietzsche… These concepts are ‘Overestimating of all higher values’, ‘On physiology’, and also author makes an analyse of ‘Great politics of Friedrich Nietzsche’… Keywords: yes-saying, original joyfulness, overestimating of all values, physiology, great politics. Подтверждение жизни даже в самых непостижимых и суровых ее проблемах; воля к жизни, ликующая в жертве своими высшими типами собственной неисчерпаемости, – вот что назвал я дионисийским, вот в чем угадал я мост к психологии трагического поэта. Не для того, чтобы освободиться от ужаса и сострадания, не для того, чтобы очиститься от опасного аффекта бурным его разряжением – так понимал это Аристотель, – а для того, чтобы, наперекор ужасу и состраданию, быть самому вечной радостью становления, – той радостью, которая заключает в себе также и радость уничтожения… Фридрих Ницше Ницшеведение 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru В феврале 1894 года вместе с основанием Элизабет Фестер-Ницше, сестрой философа, Ницше-архива, берет свое начало ницшеведение, одно из основных направлений европейской философской мысли. Философия Ницше прошла путь от непризнания и полного равнодушия среди современников до признанного гения германского духа в начале 30-х/40-х годов двадцатого века и через послевоенную переоценку наследия Ницше к современному пониманию Ницше как одного из величайших европейских мыслителей. Радует, что во многих странах есть ницшеанские общества и кружки, а также серьезные университетские проекты, посвященные исследованию философии Фридриха Ницше, и особенно радуют инициативы на родине философа, в Германии, это и несколько ницшеанских семинарских групп при университетах, мне особенно понравился мюнхенский «Nietzsche-Forum», где регулярно проводятся собрания и конкурсы литературно-философских работ, особенного внимания заслуживает проект «Nietzsche-Kommentar» (руководитель – профессор Андреас Урс Зоммер) при гейдельбергской академии наук. В России надо отметить просветительскую деятельность Дмитрия Фьюче и его сайт-библиотеку Nietzsche.ru и деятельность издательства «Культурная революция», издавшего на русском языке полное собрание сочинений Ницше включая письма и посмертное наследие. Очень интересен проект Валерия Садовникова «Ницше-семинар» при Институте Философии СПбГУ, жаль только, что семинар проводится только раз в год, в «Дни философии Санкт- Петербурга». В США действует «North American Nietzsche Society», а в Великобритании «Friedrich Nietzsche Society», англичане регулярно проводят конференции и выпускают «Журнал ницшеанских исследований». Вот таким предстает перед нами современное ницшеведение, и я думаю, что «Ницшеанские мистерии» внесут также существенный вклад в исследование философии Ницше, а также в просветительскую деятельность. Аффирмативная философия 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru Итак, мое видение Ницше. Прежде всего, я вижу философию Ницше как аффирмативную, утверждающую философию открывающуюся нам через ницшевскую интерпретацию греков и античности в целом. Ницше писал о себе, что он является последним учеником бога-Диониса и даже «знающим» наравне с Эсхилом и Софоклом – древнегреческими трагиками, из этого знания Ницше создает собственную философию. Это знание можно обозначить как трагическая мудрость бога-Диониса, который подобно людям тоже философствует. Аффирмативность философии Ницше наиболее ярко и полно открывается нам через Ja-Sagen (Да-сказание), когда Ницше говорит, что хотел бы во всем вместе взятом быть утвердителем, и отстраняться от всего делающего «Нет» необходимым. Я думаю, что философия Ницше начинается с Ja-Sagen, Да- сказание жизни и реальности, и заканчивается Вечным Возвращением того же самого, к тому же Вечное Возвращение является для нас дополнительным «Да», дополнительным подтверждением жизни. С помощью Ja-Sagen, Да-сказания можно понимать подземные, дионисийские смыслы текстов и афоризмов Ницше, но при этом Да-сказание является только одним из многих проявлений трагической мудрости… Интерпретируя Да-сказание, надо понимать, что Ницше утверждает также и Нет, то есть разрушение и уничтожение. Трагическая мудрость вообще говорит нам, что Да и Нет могут существовать одновременно и в этом единстве созидания и уничтожения Ницше видит сущность Природы и Становления. Вся философия Ницше, каждый его текст, каждый афоризм пронизаны амбивалентным единством Да и Нет, и в этом может скрываться сложность для восприятия Ницше, для тех, кто привык к логическому оптимизму силлогизмов. И тем не менее познавший трагическую мудрость, может узреть самого бога-Диониса в ницшевских философских дифирамбах, а также иррациональную, вплоть до безумия, волю к жизнеутверждению! Я считаю, что интерпретации Ницше, видящие в нем только критика современности и эдакого нигилиста, в основе своей однобоки и более того, такие Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 3 ценностей интерпретации заводят нас в лабиринт философии Ницше и обрекают нас на блуждание в лабиринте без «нити Ариадны». Благополучно пройти лабиринт помогает нам понимание Ницше как жизнеутвердителя, черпающего вдохновение из трагической мудрости, противостоящей всевозможным разновидностям нигилизма, будь-то христианство и его потусторонники, или какая-либо жизнеотрицающая метафизика, или пессимистические философии. Таким образом можно повторить вслед за Ницше: «Да тому, что усиливает, Нет тому, что ослабляет». Принцип противооценки или Переворачивание всех прежних высших Вторая сторона философии Ницше заключается в радикальном переворачивании и опрокидывании всех прежних высших ценностей, то что раньше на протяжении 19 веков было добром теперь определяется Ницше – злом. То, что многие поколения европейцев считали истиной, а истиной европеец считал Бога, альтруизм, сострадание, равенство всех, все это Ницше переворачивает и отрицает, он говорит о «смерти Бога», эгоизме, сострадании как последним грехом человека, неравенстве людей… В акме своего отрицания Ницше отрицает даже саму Истину, говоря вслед за орденом ассасинов, что «Истины нет, все позволено», но вслед за отрицанием Истины, обернувшийся ложью потусторонников, Ницше в качестве «знающего» получает в дар от бога- Диониса, мудрость – новую истину, и она, эта новая истина появляется в мире «мертвого Бога» и «современных идей», в Европе, направляемой роком к нигилистической катастрофе… Правда новой истине являющейся утверждающей престоит еще ожидать появления свободных умов и новых философов, которые бы подвергли критике прежние истины, принимаемые до сих пор как само собой разумеющееся. Физиология над теологией, моралистикой, экономикой и политикой Физиологические ценности являются у Ницше вещественным выражением Природы в человеке и диагностическим критерием оценки восходящей или Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 4 нисходящей жизни. Очень интересно, что Ницше первый подошел к оценке морали, идеализма и метафизики с медицинских позиций, будучи филологом, он присоединил к герменевтике текста, еще и медицинскую диагностику тела, эдакую физиологическую герменевтику. Привнесение Природы и физиологии в философию, новаторский шаг Ницше и отличительная черта «Учения Жизни» открывающие новые горизонты для новых, ницшеанских философов и свободных умов. Видеть за теологией и болтовней о морали – болезнь и упадок, именно не в метафоре, а в медицинских терминах, вот что должно стать мейнстримом. Большая политика или Дионисийская Европа и сократическая Европа В «Ecce Homo» Ницше сказал, что «понятие политики совершенно растворится в духовной войне», т.е. в интеллектуальном противостоянии жизнеутвердительного, трагического миропонимания и пессимистического, или иначе нигилистического, миропонимания. Можно было бы предположить, что в Европе должны существовать две партии, ницшеанская партия и наши оппоненты, несмотря на то, что с момента публикации текстов Ницше, включая «Волю к власти», прошло более ста лет, до сих пор дело не идет дальше литературных штудий ницшевской философии, до сих пор вокруг Ницше много сократовского теоретизирования, вполне возможно, что данное теоретизирование в духе европейского буддизма, и тем не менее эти философские ремесленники очень далеки от привнесения в жизнь Европы ницшевских высших ценностей, они очень далеки от практического ницшеанства и вместо того, чтобы как Чезаре Борджиа добиваться власти над Римом, избегают участия в политике. Ницшевская формула «Дионис против Распятого» должна обрести вещественное выражение, в виде ницшеанского движения. Сократическо- христианское морализаторство и уход либо в иллюзорное потусторонее, либо в бескровное теоретизирование, наверное, можно понимать в качестве интеллектуальной жизни современной Европы, мудрецы на европейских Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 5 кафедрах учат о сне и о добродетели, и до сих пор мало кто говорит о делах, идущих впереди веры и об имморализме… Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 8/2019 http://tribune-scientists.ru 6