- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
«GREENMAIL» КАК НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ
Статья опубликована в журнале за "Октябрь 2018"
Автор(ы) статьи: Буль И.С.
PDF файл статьиУДК 347 Буль И.С. 1 курс магистратуры, Юридический институт Томский государственный университет, Россия, г. Томск. «GREENMAIL» КАК НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ Аннотация: статья посвящена рассмотрению такого явления в корпоративном праве, как greenmail – корпоративный шантаж. В работе изучены позиции относительно понятия greenmail, выявлены причины возникновения, и динамика развития. Ключевые слова: Greenmail, корпоративный шантаж, корпоративное право. "GREENMAIL" AS AN UNFAIR WAY TO PROTECT MINORITY SHAREHOLDERS RIGHTS Abstract: the article is devoted to the consideration of such a phenomenon in corporate law as greenmail - corporate blackmail. It is dealt with the positions on the concept of greenmail, identified the causes and dynamics of its development. Keywords: Greenmail, corporate blackmail, corporate law. Для некоторых стран Европы, как и для Российской Федерации, характерна концентрированная система корпоративной собственности. Специфической чертой данной системы является то, что корпорация состоит из определенного числа крупных, так называемых мажоритарных участников, которые по своей сути и определяют судьбу корпорации, и мелких – миноритарных акционеров, воля которых учитывается в части не противоречащей интересам большинства. Именно данный факт служит отправной точкой для конфликтов в корпоративных отношениях между контролирующими и миноритарными участниками. На самом деле, при наличии в российских корпорациях участников, обладающих контрольным пакетом акций, возможности корпоративного меньшинства, то есть миноритарных акционеров, которые обладают зачастую пакетом акций, не позволяющий им входить в состав совета 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 2/2018 http://tribune-scientists.ru директоров, весьма незначительным, и не могут оказать существенного сопротивления при решении того или иного вопроса. Основная проблема, как отмечает Г.Л. Адамович, заключается в том, что большинство, фактически имеет возможность злоупотреблять своим положением и реализовывать под видом общего интереса свои частные интересы в ущерб интересам мелких участников корпорации [1, с. 58]. В результате этого, миноритарии любыми способами пытаются обезопасить себя и защитить свои права, в том числе и недобросовестными приѐмами. Одним из средств является «Greenmail» (гринмейл). Само слово «Greenmail» (гринмейл) пришло к нам из-за рубежа. Словарь рыночной экономики трактует этот термин следующим образом: «Гринмейл» (Greenmail) – это корпоративный шантаж, который заключается в скупке значительного числа акций какой-либо компании с предложением продать их по повышенным ценам, при условии, что другие компании подписывают соглашение о невмешательстве [2, с. 12]. Д.В. Гололобов полагает, что корпоративный шантаж «представляет собой определенную последовательность действий, носящих формально законный характер (таких как, например, направление в адрес акционерного общества определенных запросов), но являющихся по своей сути не чем иным, как системным и заранее спланированным злоупотреблением определенным лицом или группой лиц принадлежащими им правами акционеров Более верным является позиция А.Ю. Федорова, который отмечает, что «гринмейл» (корпоративный шантаж) – это вмешательство третьих лиц в деятельность акционерного общества, основанное на факте владения его голосующими акциями, направленное на создание препятствий в осуществлении обществом нормальной хозяйственной деятельности с целью понуждения последнего к выкупу акций, принадлежащих третьим лицам, по цене, в значительной мере, превышающей рыночную» [3, с. 6]. Однако А.Ю. Федоров не упоминает о тех акционерах, которые сами владеют определенным пакетом акций, при этом прибегают к методам корпоративного шантажа. Следовательно, под Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 2/2018 http://tribune-scientists.ru 2 данной дефиницией стоит понимать следующее – «гринмейл» (корпоративный шантаж) представляет собой вмешательство третьих лиц в деятельность акционерного общества, основанное на факте владения его голосующими акциями, а так же самих акционеров, обладающих небольшим пакетом акций, направленное на создание препятствий в осуществлении обществом нормальной хозяйственной деятельности с целью понуждения последнего к выкупу акций, принадлежащих третьим лицам или же самому акционеру, который выступает «гринмейлером», по цене, в значительной мере превышающей рыночную. Именно в этом и прослеживается злоупотребление правом со стороны акционера – совершение названных действий, для повышения стоимости выкупа принадлежащих ему акций. По мнению А.В. Кругловой, специфика российского корпоративного шантажа была предопределена еще в период его зарождения в российском праве, поскольку за рубежом появление «гринмейла» было обусловлено в основном расширением законодательно закрепленных прав акционеров в результате усложнения корпоративных отношений, в то время как в России большую роль сыграли социально-экономические причины[4, с. 27]. В связи с этим можно утверждать, что в нашей стране «гринмейл» - понятие более ѐмкое. Оно подразумевает и такие действия, как например, корпоративная разведка или понуждение общества к совершению юридически значимых действий. «Гринмейл» характеризуется следующими признаками: создание разного рода проблем, правового характера, которые ставят под угрозу нормальное функционирование компании, постоянные обращения в компанию с избыточными требованиями о предоставлении разнообразных документов, использование миноритарными акционерами своего права на допуск к информации. В частности, что касается использования информации, то статьей 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об АО») предусмотрено: что миноритарный акционер имеет право на получение информации по сделке, при наличии его заинтересованности. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 2/2018 http://tribune-scientists.ru 3 Лица, прибегающие к корпоративному шантажу путем использования ошибок компании или пробелов в законодательстве преследуют лишь одну цель – личное обогащение в ущерб остальным акционерам, и компании в целом. Так же, «гринмейл» используется для совершения более крупных незаконных действий – он становится частью юридической схемы, применяемой одной компанией при недружественном поглощении другой. Своѐ начало «Greenmail» (гринмейл) берет в 1970-х годах, впервые появляясь в странах запада. Родоначальниками и настоящими королями таких процессов на западе являются Карл Икан и Кеннет Дарт. Первый начал свою деятельность еще в середине 70-х годов. Он участвовал в «схватках» за крупные предприятия из самых различных сфер, которые пользовались популярностью на тот период времени. Однако, сам термин «Greenmail» стал активно употребляться в 80-е годы прошлого века. Со временем корпоративный шантаж стал весьма распространенным явлением в странах с развитым корпоративным правом. Россия столкнулась с данным явлением в конце 90-х годов. Кеннет Дарт, в 1997-м году приобрел 7% «Ноябрьскнефтегаза», принадлежавшего «Сибнефти», и в совокупности около 35 % дочерних структур ЮКОСа – «Юганскнефтегаза», «Самаранефтегаза» и «Томскнефти». В 1998 году обе компании решили поглотить свои дочерние компании и перейти на единую акцию, однако американский инвестор заявил о правах миноритариев и заблокировал любые действия совета директоров. «Сибнефть» сдалась быстро, переговоры длились несколько месяцев. По некоторым данным, Дарт добился обмена своего пакета «Ноябрьскнефтегаза» на 5% «Сибнефти» (тогда их цена составляла примерно $ 100 млн. Со временем, к такому недобросовестному способу защиты своих прав стало прибегать существенное количество миноритарных акционеров, что сохранилось и по сей день, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 2/2018 http://tribune-scientists.ru 4 Сценарий современного «гринмейла» довольно таки прост. Первым делом, лицо приобретает небольшой пакет акций или получает доверенность от мелкого акционера, затем миноритарный акционер, используя данные ему ФЗ «Об АО» права начинает мешать деятельности компании: выступать с обвинениями в адрес мажоритарных акционеров, инициировать проверки ( п.5 ст. 103 ГК РФ, п.3 ст. 85 ФЗ «Об АО»). Формальные основания миноритария могут выражаться в любой из причин, однако основная цель – создать наибольшее количество проблем крупным акционерам, тем самым вынудив их пойти на компромисс. И зачастую, дабы избежать проблем, так и выходит. Мажоритарный акционер соглашается на уступки, покупая выше рыночной стоимости пакет акций, принадлежащий миноритарному участнику. Самая основная проблема, которую образует «гринмейл» - это то, что ставится под угрозу нормальное развитие корпоративных отношений в России. Государство с начала 2000-х годов предпринимает попытки по искоренению данного явления в нашей стране. Однако, «гринмейл» продолжает существовать. Интересным является опыт США, в решении вопроса истребления корпоративного шантажа. Так, в данном государстве введен специальный налог на доходы, которые получены от использования тактики «гринмейла». Единственный минус в данном положении – сложность доказывания наличия факта шантажа, так как в сокрытии информации заинтересованы как «гринмейлер», так и компания. 20.07.2017 года появилась информация, что Государственная Дума, в третьем чтении приняла закон, который усложняет ведение корпоративного шантажа. Теперь доступ к протоколам заседания правления, и документам бухгалтерского учета будут иметь только акционеры с долей более 25% голосующих акций общества, если иное не будет предусмотрено уставом общества. Миноритарии, владеющие менее 25% голосующих акций общества, в требовании о предоставлении документов и информации должны указать Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 2/2018 http://tribune-scientists.ru 5 деловую цель, то есть законный интерес, для реализации которого объективно необходимы запрашиваемые документы. При этом, деловая цель не будет считаться разумной, если общество обладает сведениями о недобросовестности акционера или информации, если акционер является конкурентом общества или аффилированным лицом конкурента. Список литературы: 1. Адамович Г. Л. Проблемы применения института злоупотребления правом в акционерных правоотношениях // Хозяйство и право. 2005. № 5. С. 58-65. 2. Гололобов Д.В. Акционерное общество против акционера. Противодействие корпоративному шантажу. М.: Юстицинформ, 2004. 312 с. 3. Федоров А.Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж (организационно-правовые меры противодействия): Монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 480 с. 4. Круглова А.В. Гринмейл как новое явление в акционерном праве. // Безопасность бизнеса. 2011. № 3. С. 26-28. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 2/2018 6 http://tribune-scientists.ru