- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
Пути повышения мотивации студентов к изучению иностранных языков
Статья опубликована в журнале за "Ноябрь 2018"
Автор(ы) статьи: Шарипова К.И.
PDF файл статьиУДК 811 Шарипова К.И. студентка, «Институт филологического образования и межкультурной коммуникации», Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы, Россия, г. Уфа ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Аннотация: в статье рассматривается специфика взаимосвязи между стилями педагогического общения и характеристикой личности студента, как способ повышения мотивации при изучении иностранного языка. Автор исследует применение лингвострановедческого аспекта, технологию развития критического мышления и предлагает общие рекомендации по повышению уровня мотивации. Ключевые слова: Иностранные языки, мотивационная готовность, учебная деятельность, самообразовательная деятельность, личностные качества. THE WAYS TO IMPROVE THE MOTIVATION OF STUDENTS TO LEARNING FOREIGN LANGUAGES Abstract: The article deals with the specifics of the relationship between the styles of pedagogical communication and the characteristics of the student's personality, as a way of increasing motivation in the study of a foreign language. The author examines the application of the linguistic-cultural aspect, the technology of development of critical thinking and offers general recommendations for increasing the level of motivation. Keywords: Foreign languages, motivational readiness, educational activity, self-educational activity, personal qualities. Сфера мотивации и мотивов поведения занимает одно из главных положений в любой деятельности человека. Под мотивами понимается побуждения, причины, заставляющие личность действовать. Существует несколько мотивов деятельности студента, одним из которых является мотив достижения, его главным фактором считается результат поставленной и достигнутой цели. Кроме того, существует мотив переживания, который характеризуется тем, что человек выбирает те виды деятельности, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 3/2018 http://tribune-scientists.ru которые позволяют ему избежать негативных эмоций. Волевой мотив доказывает, что человек сам устанавливает внутренние стандарты и ценности. К биологическим мотивам относиться познавательный, который обеспечивает получение новой информации. Каждый преподаватель иностранных языков понимает необходимость повышения мотивации изучения нового языка. Часто обучающие, которые имеют низкий уровень данного показателя, не видят возможной перспективы в использовании изучаемого языка, поэтому теряют интерес к данному предмету. С точки зрения А. А. Реана, высокая позитивная мотивация может играть огромную роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. Студенты (особенно неязыковых вузов) считают изучение другого языка сложным и скучным. Именно на эти две составляющие может повлиять преподаватель. Педагогу необходимо обеспечить благоприятный эмоциональный климат обучения и максимально использовать в учебном процессе свои личностные особенности, чтобы найти условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка является основной целью обучения. Можно сделать вывод, что применение коммуникативной методики является необходимым, так как учебный процесс представляет собой модель процесса коммуникации. Таким образом, коммуникативная составляющая, которая раскрывается в таких видах речевой деятельности как диалоги и беседы, способствует познавательному компоненту. Т. Д. Алексеева в своей статье «Модульный принцип обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования» пишет, что преподаватель может оказать влияние на эффективность изучения языка, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых возникает личная заинтересованность в работе. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 3/2018 http://tribune-scientists.ru 2 Наличие эмоциональной заинтересованности обеспечивает ученикам выход из учебной деятельности в самостоятельную. Например, дискуссия учителя и учеников на неинтересную для них тему. Так же, нужно избавить студентов от чувства неуверенности в себе и от однотипных заданий. Необходимо сделать систему оценивания более гибкой, учитывать индивидуальные особенности обучающихся студентов. Профессионализм преподавателя в вузе выражается в способности приводить примеры из повседневной жизни и структурировать изучаемый материал в таблицах. Советский психолог, специалист в области педагогической психологии, Б. Ф. Ломов утверждал, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического. Так, взаимосвязь мотивации с личностными чертами объясняет теория эмоций. Она предполагает, что если человек занимается деятельностью, которая ему не нравиться, то он должен сменить вид деятельности или приспособиться к этой деятельности и ситуации. В условиях обучения иностранному языку большую роль будут играть личностные черты студента, его положение среди сверстников и отношение преподавателей. Об этом пишет Н. В. Аргунова в своей статье «Личные качества как детерминанты мотивации учебной деятельности». Субъективной оценкой положения обучающегося она определяет позицию, в которой он находиться. Главным движущим компонентом деятельности является актуальные переживания. Так считал американский психолог Карл Роджерс. С его точки зрения, создание благоприятной обстановки приводит к раскрытию личности, что создает продуктивную деятельность. Однако есть ученые, которые считают, что мотивация зависит от конфликта. Они предполагают, что даже внутренний план действий человек понимает как конфликт противоречивых тенденций личности. Не стоит забывать, что мотивацию к учению так же развивает возможность к самореализации. Ведь при критическом мышление обучение носит Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 3/2018 http://tribune-scientists.ru 3 субъективный характер. Однако меняется не только роль ученика в учебном процессе, но и роль преподавателя. В данном направлении ему важно создать необходимые для обмена мнениями качества: терпеливость и способность выражать свою точку зрения. Например, в случае с обучением иностранному языку это может быть – предложения другого перевода, улучшенного. Из вышесказанного следует сделать вывод, что общие рекомендации по повышению уровня мотивации к изучению иностранному языку среди студентов состоят в том, что необходимо создать благоприятную атмосферу на уроке, где каждый ученик сможет высказывать свои мнения. Для заинтересованности в работе стоит проводить уроки в форме беседы. Список литературы: 1. Аргунова Н.В. Личные качества как детерминанты мотивации учебной деятельности. // Вестник Самарской государственной академии. Серия Психология. 2007. № 2. С. 14–20. 2. Алексеева, Т.Д. Проблемы теории и методики языковой подготовки в ВУЗе. Модульный принцип обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования / Т.Д. Алексеева // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Выпуск № 2. С. 69-74. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 3/2018 4 http://tribune-scientists.ru