- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СИСТЕМЫ СМЫСЛОВ ЦИФР И ЧИСЕЛ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БЕРНАРА ВЕРБЕРА
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Гандера А.Д.
PDF файл статьиУДК 2-135.3 Гандера Антонина Дмитриевна студентка Российский новый университет Россия, г. Москва e-mail: g.antonina.d@gmail.com Научный руководитель: Таирова Ирина Александровна кандидат филологических наук, Российский новый университет Россия, г. Москва СИСТЕМЫ СМЫСЛОВ ЦИФР И ЧИСЕЛ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ БЕРНАРА ВЕРБЕРА Аннотация: В статье описываются нумерологические системы, созданные Б. Вербером в различных произведениях и циклах произведений. Проводится их анализ, а также сравнение между собой и с основными философско-нумерологическими школами. Также в этой статье прослеживается развитие этих систем в хронологическом порядке, связь между произведением и конкретной системой и влияние сюжета или темы произведения на конкретную нумерологическую систему, созданную Б. Вербером. Ключевые слова: Б. Вербер, нумерология, метафорический смысл цифр, серия «Танатонавты», серия «Муравьи», система смыслов. Gandera Antonina Dmitrievna student Russian New University Russia, Moscow Scientific adviser: Tairova Irina Aleksandrovna candidate of philological sciences, Russian New University Russia, Moscow SYSTEMS OF MEANINGS OF NUMBERS AND NUMBERS IN THE WORKS OF BERNARD WERBER Abstract: This article describes the numerological systems created by B. Verber in various works and cycles of works. They are analyzed and compared with each other and with the main philosophical and numerological schools. Also, in this article is traced the development of these systems in the chronological order, connection between 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru the work and concrete system and influence of a plot or theme of work to concrete numerological system created by B. Werber. Key words: B. Werber, numerology, metaphorical meaning of numbers, Thanatonauts series, Ants series, system of meanings. Смысл чисел представлял интерес для писателей, философов и учёных всех времён и культур. Существует и существовало множество различных подходов к определению этого смысла. Пифагорейская школа нумерологии рассматривает числа как смысловую составляющую всего мира, безотносительно ступеней развития явлений; китайская обращает внимание на взаимодействие человека и окружающего его; каббала придаёт числам значения, глубоко связанные с духовным миром человека. Подход Б. Вербера отличается от большинства школ нумерологии. В интервью газете «Комсомольская правда», говоря о научных источниках для своих книг, он сказал, что «преимущество писателя перед учёным в том, что писателю не нужно всё доказывать», и добавил: «большая часть того, что я пишу – фактологична» [5]. В своих произведениях Б. Вербер воплощает несколько различных систем смыслов для цифр и чисел. В трилогии «Муравьи» он создаёт нумерологическую систему, отличную от какой бы то ни было основной философско-нумерологической школы. Он рассматривает графическую составляющую и воспринимает смысл чисел, как отображение уровня развития. Он разбирает составляющие числа на горизонтальные, кривые и пересечения. Горизонтальная черта обозначает привязанность, кривая — любовь, пересечение — выбор. 0 – яйцо. Рождение нового, не имеющее ещё ничего. 1 – минерал. Ни горизонтальной, ни кривой, не пересечения: ни привязанности, ни любви, ни выбора. 2 – растение. Кривая идёт сверху, чтобы закончиться горизонтальной снизу. Любовь идёт от неба к земле и привязывает растение к ней. 3 – животное. Две кривых: оно любит и землю, и небо, но не имеет привязки к чему-либо. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4 – человек. Только пересечение, которое символизирует вечный выбор: снова вернуться к животному уровню, или подняться на следующий. 5 – мудрец. Кривая снизу, горизонтальная сверху: любовь поднимается к нему и привязывает человека к нему же. Мудрец витает в мечтах и не привязан к земному, он стремится вверх. 6 – зарождение нового в уже существующем. Форма зародыша, готовящегося стать чем-то большим. 7 – переходная цифра. Перевернутая цифра 4. Здесь снова перекрещиваются линии. Цикл закончен, цикл материального мира, надо переходить к следующему циклу. 8 – бесконечность. Рисуя эту цифру, невозможно остановиться. 9 – растущий зародыш, готовый родиться. 10 – ноль первоначального яйца, но в другом измерении. Ноль в другом измерении начнёт новый цикл цифр, но на более высоком уровне. И так далее. [4, с. 73] В серии «Танатонавты» Вербер создаёт несколько иную систему, базирующуюся, однако, на «муравьиной» и всё так же отличную от любой общепринятой философско-нумерологической школы. 1 – минерал. «Простая вертикальная линия без искривлений и горизонтальных линий. Ни привязанности, ни любви. Минерал не обладает чувствительностью» [3, с. 24]. 2 – растение. Кривая идёт сверху, чтобы закончиться горизонтальной снизу. Любовь идёт от неба к земле и привязывает растение к ней. 3 – животное. Две кривых: оно любит и землю, и небо, но не имеет привязки к чему-либо. 4 – человек. Только пересечение, которое символизирует вечный выбор: снова вернуться к животному уровню, или подняться на следующий. 5 – мудрец. Кривая снизу, горизонтальная сверху: любовь поднимается к нему и привязывает человека к нему же. Мудрец витает в мечтах и не привязан к земному, он стремится вверх. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 6 – ангел. Одна кривая: любовь идёт от неба к земле и возвращается к себе же. 7 – бог. Пересечение и горизонтальная сверху: существо привязано к небу, но у него есть выбор, идти дальше, или остаться на этом уровне. 8 – бесконечный бог. Две кривые: любовь идёт бесконечным циклом от неба к земле и к самому себе, и от себя к небу и к земле. 9 – всетворец, мироздание, галактика. Одна кривая: любовь, начинающаяся в себе, идущая ко всему миру. 10 – читатель. В серии «Танатонавты» Бернар Вербер представляет всё бесконечным кругом книг: вы являетесь читателем, для кого-то в реальности 1 (итак, вы 10 для него, но 4 или 5 для своей реальности), в то время, как существует некто, читающий вашу реальность как книгу (он 110), и кто-то читающий его реальность (1110), и так далее. В нумерологической системе «Танатонавтов» не существует 0, так как он не задумывается возможным – ничего не начинается и не заканчивается. Чисел так же не существует – каждая цифра воспринимается сама по себе и имеет собственное значение, не соединяясь и не объединяясь друг с другом. Нумерология в художественном мире Б. Вербера «организует сюжет» и «придаёт произведениям стройность и симметрию» [1, с. 53]. Смысл каждого из чисел у автора тесно связан с темой его произведения. В то время как «муравьиная» нумерологическая система подразумевает объективность значений и не привязана к произведению, система «танатонавтов» одинаково влияет и подвержена влиянию сюжета и темы романа. В произведении «Дерево возможного и другие истории» Бернар Вербер создаёт третью нумерологическую систему, которая отрицает и «муравьиную», и «танатонавтическую» системы, и, при этом, всё так же не имеет ничего общего с основными философскими школами нумерологии. В рассказе «Тайна цифр» создаётся самая поздняя система смыслов арабских цифр, рассматривающая так же и числа. Автор привносит субъективные смыслы для цифр и не утверждает Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4 себя правым. Он создаёт различные, свободные, ассоциативные трактовки цифр и обращает большее внимание на числа. Он отрицает конечность ряда чисел и впервые за все произведения вводит действия с ними. Так, в начале рассказа появляется пример «9+8», и больше этого и быть не может, а уже к концу – 667700996 [2], и персонажи не считают это конечным числом. Бернар Вербер метафорически отказывается от смысловых систем, созданных им для арабских цифр. Он сам называет их «клеткой» и говорит, что необходимость познать каждое новое число, заковывает человека в кандалы. Он отрицает созданные самим собой нумерологические системы и уходит от них. Давая свободу персонажам и автору – жить и творить. «Система» в данном случае подразумевает только последовательность идущих друг за другом чисел, а также субъективность их смысла для каждого конкретного человека. Таким образом, в самой ранней нумерологической системе, составленной Бернаром Вербером для арабских цифр, он пытается охватить все цифры и объяснить переход к числам многомерностью реальности, а также определяет смысл чисел наиболее объективно и отдельно от произведения. Во второй нумерологической системе появляется субъективность значений, они начинают напрямую зависеть от произведения и автора, и напрямую влиять на сюжет. Третья же нумерологическая система полностью независима от автора и произведения, но зависима от контекста её существования. Так, она является самой субъективной и самой объективной нумерологической системой из трех, созданных Бернаром Вербером. Список литературы: 1. Белей М.А. Поэтика чисел в литературе французского постмодернизма на примере творчества Б.Вебера //Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 10 (40): в 3-х ч. Ч. III. С. 51-54. 2. Вербер Б. Дерево возможного и другие истории. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: bernard-verber-drevo-vozmojnogo-i-drugie-istorii.370.pdf (дата обращения: 22.06.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 5 3. Вербер Б. Империя ангелов / пер. с франц. А. Кабалкина. М.: Эксмо, 2000. 416 с. 4. Вербер Б. Революция муравьёв / пер. с франц. К.В.Левиной. М.: Рипол классик, 2008. 620 с. 5. Коробкова Е. Бернар Вербер: Я столкнулся с необъяснимыми явлениями и, кажется, знаю, что происходит с человеком после смерти // Комсомольская правда. 29 октября 2019. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.kp.ru/daily/27048/4114245/ (дата обращения: 22.06.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 6