- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАСКРЫТИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ «ФИЛОЛОГИЯ»
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Староверова О.Ф.
PDF файл статьиУДК 808 Староверова Оксана Федоровна учитель МОУ «Сергиевская СОШ» Россия, Белгородская область, Краснояружский район e-mail: volkovaof@rambler.ru РАСКРЫТИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ОБЛАСТЬ «ФИЛОЛОГИЯ» Аннотация: В статье представлен опыт работы педагога по раскрытию и развитию потенциала учащихся начальных классов через образовательную область «Филология». Представлены направления работы, формы организации урочной и внеурочной деятельности. Описаны формы оценки уровня развития способностей учащихся. Ключевые слова: мотивация, интеллектуальное творчество, одарённость. Staroverova Oksana Fedorovna teacher of the MOE "Sergievskaya SOSH" Russia, Belgorod region, Krasnoyaruzhsky district DISCOVERY AND DEVELOPMENT OF THE POTENTIAL OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH THE EDUCATIONAL FIELD "PHILOLOGY" Abstract: The article presents the experience of a teacher in the disclosure and development of the potential of primary school students through the educational field "Philology". The directions of work, forms of organization of scheduled and extracurricular activities are presented. The forms of assessment of the level of development of students' abilities are described. Key words: motivation, intellectual creativity, giftedness. Введение. Известно, что потенциально высокие способности человека, если их не развивать на протяжении жизни, пропадают. Задача педагогов всех уровней общего образования в условиях преемственности и непрерывности образования раскрыть возможности и потребности каждого учащегося, создать условия для оптимального развития его потенциала, т.е. обеспечить всестороннее развитие личности. Возникает проблема: как обеспечить оптимальное личностное развитие всех учащихся с учётом их потребностей и возможностей, в том числе детей одарённых, мотивированных на Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 1 самостоятельное изучение предмета, в то время, как в условиях общего снижения качества знаний по русскому языку и литературному чтению в образовательных организациях больше внимания уделяется работе с учащимися, испытывающими трудности при изучении данных дисциплин? Как обеспечить оптимальное личностное развитие учащихся с разными потенциальными возможностями в условиях классно – урочной системы обучения? В основной школе проблему развития одарённых детей можно решить за счёт индивидуального учебного плана, в начальной школе решение проблемы мне видится в использовании индивидуального подхода к обучению в условиях преемственности и непрерывности образования, выстраивания индивидуального образовательного маршрута одарённых учащихся [1]. Педагогическая идея заключается в том, чтобы создать и реализовать личностно – ориентированной системы педагогического сопровождения, обеспечивающего оптимальное развитие каждого учащегося при сохранении его индивидуальности. Сопровождение предполагает создание для ребенка насыщенной образовательной среды, помогающей предупредить ошибки, противоречия и затруднения в организации образовательной деятельности, найти возможные пути их преодоления, разработке индивидуального маршрута личностного развития при постоянном взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений. Педагогическая деятельность начинается с диагностики, цель которой углублённое психолого – педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей. Диагностика состоит из нескольких этапов: первый этап проводится с психологом и направлена на выявление особенностей характера, развития психических процессов учащегося; стартовых возможностей: интеллектуальных, творческих, спортивных, лидерских; мотивов к изучению предметов, сферы интересов. С целью представления целостной картины стартовых возможностей и потребностей каждого учащегося, систематизации полученных данных разрабатывается индивидуальная карта учащегося, рассчитанная на 4 года обучения. В карту заносятся данные, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 полученные в ходе наблюдений и мониторингов, диагностик (с этой частью карты работает только педагог), содержатся направления и формы внеурочной деятельности по предмету, достижения учащихся. В первом классе направления и формы деятельности по результатам запросов родителей и детей. Со второго класса учащиеся самостоятельно осуществляют выбор форм и видов деятельности. С учетом запросов учащихся строится дальнейшая работа. Обобщённые данные по каждой карте заносятся в карту класса. Индивидуальная карта - это один из инструментов, позволяющих отслеживать личностный рост каждого учащегося. Карта позволяет наглядно увидеть проблемные зоны, противоречия между возможностями (результаты диагностик), занятостью и результатами образовательной деятельности учащегося, т.е. управлять процессом развития каждого при обучении всех. Благодаря такой карте можно отследить целостную картину по классу, но и каждую индивидуальность. Следующим этапом является создание системы работы по педагогическому сопровождению всех учащихся. Определены ожидаемые результаты деятельности для педагога и для учащегося. Для учащегося: максимальное с точки зрения индивидуальных возможностей каждого учащегося развитие способностей [2]: повышение мотивации к изучению предмета; оптимальное развитие личности; призовые места в различных конкурсах по предмету; повышение уровня обученности по предмету; исследовательская и проектная деятельность; повышение уровня познавательной активности и самостоятельности; самореализация личности; рефлексивный тип управления собственным развитием. Для педагога: достижение качественно нового уровня индивидуализации образования через создание системы работы по педагогическому Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3 сопровождению всех учащихся, обеспечивающей оптимальное развитие каждого при сохранении его индивидуальности: Повышение педагогической эффективности образовательной системы в вопросах качественной подготовки учащегося через [3]: диагностику стартовых возможностей, мотивации к изучению предмета, интереса к направлениям и видам внеурочной деятельности; создание индивидуальной карты; систему мероприятий, направленных на реализацию потребностей и развитие потенциала учащихся; создание банка заданий для конкурсов интеллектуальной направленности различного уровня для детей с разными стартовыми возможностями и мотивами; использование инновационных форм организации деятельности учащихся на уроке (урок - путешествие, урок – конференция, урок – диспут, урок решения проектных задач, урок – исследование, урок – практикум). Расширение возможностей для исследовательской, проектной деятельности учащихся и деятельности по запросу учащихся (прикладные проекты по созданию спектаклей, «Банк заданий» и т.д.). Расширение системы мер по оказанию помощи детям с разными возможностями и потребностями, в том числе одарённым. Повышение педагогической компетентности. Работа, направленная на раскрытие и развитие потенциала учащихся, осуществляется через урочную и внеурочную деятельность по предмету. В современных условиях одним из важных умений, которое должно быть сформировано у учащихся начальной школы, является умение работать с информацией. Речь – это основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Следовательно, на первый план выходит важнейшая задача обучения языку – развитие связной устной и письменной речи. Целью этой работы является формирование коммуникативно – целесообразной речи. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь учащегося Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 4 является показателем его умственного развития. Самым распространённым видом работы по развитию речи является работа с текстом. Речевой потенциал учащихся раскрывается при написании первых самостоятельных текстов. Способные учащиеся практически сразу создают совершенные тексты. Использование индивидуального подхода при работе с текстом, личностно – ориентированный анализ творческих работ, диагностика сформированности умения анализировать письменную речь самими учащимися и педагогом позволяют учащимся достигать оптимального развития в этом направлении. На уроках русского языка кроме традиционных форм, следует использовать и другие виды творческих работ: сочинение рассказа по заданному заголовку, по основной мысли, героям, по заданной концовке, сочинение загадок, стихотворений. Анализ несовершенных текстов учащихся способствует приобретению речевого опыта. Составление «Банка заданий» по темам русского языка также требует от учащихся определённых речевых умений и навыков. Несмотря на то, что первые работы по составлению «Банка» носят репродуктивный характер, способные учащиеся, имеющие внутреннюю мотивацию к творчеству, предлагают задания, ранее не встречающиеся на уроках русского языка. Для развития предметной компетентности учащимся на уроках предлагаются задания повышенной сложности, во внеурочной деятельности проводятся олимпиады, в том числе домашние, индивидуальные консультации по выполнению заданий повышенной сложности. Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания также способствует развитию интеллектуального творчества. Составление дополнительных заданий к упражнению, работа со словарями, выполнение заданий повышенной сложности, тестов в интерактивном режиме, составление ребусов, кроссвордов, написание докладов, рефератов, аннотаций, отзывов способствуют формированию познавательной самостоятельности, развивают способности учащихся. Таким образом, при выполнении творческих заданий на уроках русского языка раскрывается потенциал учащихся, который в дальнейшем развивается как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Потенциал уроков Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 5 литературного чтения используется для развития ораторских, художественных способностей, формирования коммуникативных умений, лидерских качеств. Урок – исследование, урок – конференция, урок – практикум – это формы организации деятельности на уроке, которые позволяют учащимся учиться строить диалог, правильно доносить до собеседника мысль, защищать свою идею. Уроки – инсценирования художественных произведений развивают не только художественные способности, но и способствуют формированию исследовательского типа мышления. Правильно организованный современный урок позволяет раскрыть внутренние мотивы и потенциал учащихся, а внеурочная деятельность обеспечить оптимальное развитие этого потенциала. Наибольшее развитие личностных качеств, формирование УУД достигается при вовлечении учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Заключение. Исключение формального подхода, опора на внутреннюю мотивацию учащихся, отслеживание личностного роста самим учащимся и педагогом позволяют достигать хороших результатов. Таким образом, каждый учащийся, пройдя этапы личностного развития, которые отслеживаются по индивидуальной карте, достигает оптимального в сравнении со стартовыми возможностями уровня своего развития. Большую роль в развитии способностей учащихся играет формирование учителем «Банка данных одарённых детей». Именно «Банк» позволяет увидеть способных и одарённых учащихся. Для одарённых учащихся составляется индивидуальный образовательный маршрут. Проектируя образовательную деятельность с учётом возможностей и потребностей каждого учащегося, мы не только управляем развитием учащихся, но и формируем познавательную активность и самостоятельность, которые лежат в основе успешности. 1. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. М.: Просвещение, 1975. 176 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 6 2. Дементьева Л.А. Сборник нормативных документов по организации работы с одарёнными учащимися в образовательном учреждении. Ухта, 2014. 9 с. 3. Ваш психолог. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.vashpsixolog.ru (дата обращения: 25.06.2023 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 7