- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2023"
Автор(ы) статьи: Тенитилова К.С., Абаева С.М., Беляева В.Г.
PDF файл статьиУДК 37 Тенитилова Ксения Сергеевна студентка 4 курса бакалавриата институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет Россия, г. Орел e-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru Абаева Сийлахь Магомедовна, студентка 4 курса бакалавриата институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет Россия, г. Орел Беляева Виктория Геннадиевна студентка 4 курса бакалавриата институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет Россия, г. Орел ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ Аннотация: В статье рассматривается вопрос о возможности и необходимости формирования исследовательской компетенции у обучающихся; говорится о том, что поисково-исследовательская деятельность способствует ее формированию. Ключевые слова: компетенция, исследование, урок, школьник. Tenitilova Ksenia Sergeevna, 4th year bachelor student Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University Russia, Orel Abaeva Silah Magomedovna, 4th year bachelor student Institute of natural Sciences and biotechnology Orel state University Russia, Orel Belyaeva Victoria Gennadievna, 4th year bachelor student, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru Institute of natural Sciences and biotechnology, Orel state University Russia, Orel FORMATION OF STUDENTS' RESEARCH COMPETENCE Abstract: The article discusses the possibility and necessity of the formation of research competence among students; it is said that search and research activities contribute to its formation. Key words: competence, research, lesson, student. Современная система обучения невозможна без самообразования ученика, задача учителя - грамотно сопровождать этот процесс, создавать условия для формирования исследовательской компетенции. Ребенок от природы обладает исследовательской реакцией, и задача взрослых эту реакцию развить. Залогом успешности данной работы является не столько комплексное системное использование ряда современных педагогических технологий (проектной, исследовательской), сколько соучастие школы и семьи. Современный учащийся в процессе освоения различных учебных дисциплин выполняет разнообразные виды деятельности, существенно отличающиеся сущностью содержания, но имеющие много общего. И это общее заключается в умении учиться получать знания. От того, как будет организована учебно-воспитательная среда, какие подходы в процессе обучения будет применять педагог, зависит то, сможет ли школьник в будущем самостоятельно продолжить обучение. Нет такой дисциплины, где не создавалось бы учебное пространство для творческого или исследовательского поиска. Предметы естественнонаучного цикла – химия, биология, а также физика являются основными для развития исследовательских навыков, при этом использование цифровых средств обучения, например, таких как цифровой микроскоп, цифровые лаборатории, тренажеры и модуляторы процессов и явлений позволяют более продуктивно решить поставленные цели. Исследовательская компетенция понимается как интегративная характеристика личности школьника, выражающаяся в стремлении и возможности самостоятельно Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 2 осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на уже сформированных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности. «Организация научно-исследовательской деятельности в общеобразовательной организации отличается некоторой спецификой, так как подобное исследование решает не только научные – познавательные задачи, но и специфические – учебные и воспитательные» [1]. Главным в этом процессе является педагогический аспект. Учащиеся впервые сталкиваются с подобного рода деятельностью и поэтому должны освоить методику проведения исследовательской работы. «Ученику крайне необходима постоянная помощь со стороны научного руководителя, учителя, который должен помочь организовать, провести исследование, оформить его в соответствии со всеми требованиями и представить полученный результат» [2]. Список литературы: 1. Глотова Г.А. Исследовательские компетенции и проблема формирования понятий // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 11. С. 268-275. 2. Шляпина В.Г. О критериях оценки сформированности исследовательской компетенции // Электронный научный журнал. 2015. № 2(2). С. 478-481. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2023 https://tribune-scientists.ru 3